31 октября 2017 года большинство ведущих средства массовой информации опубликовали интервью с руководителем программы в ПАО «Ил» Игорем Бевзюком, в котором он заявил, что начало летных испытаний самолета с предварительным названием Ил-276 планируются на 2023 год. Что это за самолет и почему ему уделяется столько внимания будет рассмотрено в этой статье.
История создания самолета
В далеком 1959 году на Иркутском авиазаводе был запущен в серию разработки АНТК имени О. К. Антонова. Больше полувека этот неприхотливый трудяга участвовал во всех значимых событиях не только нашей страны, но и всего мира.
Он по праву считался лучшим транспортником планеты. Около шестидесяти этих самолетов до сих пор находятся в строю, а 46 на консервации. Но сроки эксплуатации морально устаревшего долгожителя не бесконечны. Разработка нового рампового транспортника стала со всей остротой.
Еще в 80-х годах в ОКБ Ильюшина начали прорабатывать прообраз будущего самолета, однако он ничем не выделялся среди аналогичных проектов КБ Туполева и Антонова.
Решено было отдать предпочтение созданию Ан-70. Но эти разработки зашли в тупик и пришлось возвратиться к концепции «Илюшина», особенно на фоне заинтересованности данной темой в Нью-Дели. В 2001 году подписали российско-индийский протокол о совместной разработке МТА (Multipurpose Transport Aircraft), так тогда назвали эту перспективную машину.
В планах было одновременное принятие ее на вооружение в России и Индии. В ходе работ выяснилось, что запросы, которые предъявляла индийская сторона, несли неоправданные риски. Совместная работа не сложилась, и индийцы вышли из проекта.
В 2014 году по заданию Министерства обороны ОКБ Илюшина начало работу над средним военно-транспортным самолетом исключительно по стандартам, принятых в РФ.
Эскизное проектирование Ил-276 начнется в декабре 2017 года. Под таким названием будут идти работы в КБ над новым самолетом. Не исключено, что готовое изделие получит другое наименование. В планах на 2026 год стоят поставки в войска первых экземпляров, а на 2023 испытательные полеты.
Планируемое применение ИЛ-276
Транспортный рамповый самолет Ил-276 создается для нужд Министерства обороны РФ. Слово в названии «рамповый» означает оснащение фюзеляжа механизированным люком в хвостовой части.
Крышка люка сможет опускаться до поверхности земли для загрузки крупногабаритных грузов и военной или гражданской техники. Специалисты считают, что до 80% перевозок в интересах ВС возьмет на себя именно Ил-276.
Использовать его планируется для:
- десантирования частей ВДВ;
- обеспечения боеприпасами, вооружениями и другими грузами войск в тылу врага;
- обеспечения перемещений авиационных частей;
- перевозки войск, вооружений, боеприпасов и других грузов МО;
- эвакуации больных и раненых;
- использования при спасательных мероприятиях;
- помощи миротворцам.
Способность использовать грунтовые аэродромы сделает просто незаменимым эту модель для всех вышеперечисленных задач. Считается, что создаваемый самолет станет лучшим помощником в Арктике.
Платформу базовой модели Ил-276 собираются использовать для глубокой модернизации под разные нужды. И к требующимся сейчас 55-ти машинам для ВС России должны прибавиться импортные заказы.
Планируемые ТТХ Ил-276
Традиционно скомпонованный однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением с двумя двигателями.
Самолет будет иметь следующие тактико-технические характеристики:
- Экипаж – 3(4) человека.
- Грузоподъемность – до 20 т.
- Длина самолета – 37,7 м (40,235 м).
- Размах крыльев – 32,25 м (39,37 м).
- Высота – 12,51 м.
- Максимальный взлетный вес – 68 т (72 т).
- Емкость внутренних топливных баков – 2,5 т.
- Двигатели – 2 × ПС-90А-76
- Тяга – 2 × 17400 кгс
Двигатели планируется разместить под крыльями. Первоначально планируется оснащать самолет двигателями для Ил-76 (ПС-90А-76), впоследствии планируется устанавливать ПД-14.
Разработку этих двигателей проводили при создании авиалайнера МС-21. Есть сведения, что после ПД-14 установят более мощную версию на основе газогенератора двигателя (ПД-18Р).
При разработке будут учтены и использованы все лучшие .
Это позволит добиться таких летных показателей:
- Максимальная скорость – 870 км\ч.
- Крейсерская скорость- 800 км\ч.
- Дальность полета с максимальной загрузкой – 2000 км.
- Перегоночная дальность – 7300 км.
- Высотный потолок – 12000 м
- Длина разбега для взлета – 1450 м.
- Длина пробега при посадке – 1350 м.
Указанную в летных характеристиках скорость имеют самолеты с турбовинтовыми моторами. Она намного выше скорости Ан-12, что сокращает время доставки грузов и снижает себестоимость перевозок.
Кроме того, и стоимость эксплуатации создаваемого транспортника будет заметно ниже, чем у легендарного предшественника.
Особенности проектирования Ил-276
Являясь самым современно оснащенным предприятием, КБ Илюшина использует только современное цифровое проектирование. Это позволяет еще на этапе эскизного проекта учесть все нюансы конструкции, логистические пожелания и организацию производства.
Исправить ошибку в ходе такого проектирования стоит в 10 раз дешевле, чем при запуске в серию, в 100 раз дешевле, чем на этапе окончательного монтажа, и в 1000 раз дешевле обнаруженной при начале испытаний.
Особое внимание обращается на заданную стоимость и обеспечение оптимальной пропорции «цена-качество». Только такой принцип подхода позволит выиграть конкуренцию у китайских и бразильских производителей, которые уже сейчас предлагают экспертные образцы самолетов этого класса.
Кстати, размещать заказы по производству изделия Ил-276 намечается на предприятии “Авиастар” в Ульяновске, где сейчас выпускаются Ил-76МД-90А.
Новинку с такими характеристиками, способную занять нишу между небольшими транспортными самолетами и тяжеловозами типа Ил-76, очень ждут в армии.
Видео
В соответствии с существующими планами, в обозримом будущем в части военно-воздушных сил должны будут поступить военно-транспортные самолеты нового типа, разрабатываемые в рамках проекта СВТС. В свое время процесс создания такой техники изрядно затянулся, но к настоящему времени основные проблемы были решены, и в скором будущем должна появиться необходимая техническая документация. Буквально на днях авиационная промышленность огласила имеющиеся планы в отношении проекта СВТС.
В последний день октября информагентство ТАСС опубликовало объемное интервью с представителем авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Журналист издания побеседовал с Игорем Бевзюком, возглавляющим работы по теме «Средний военно-транспортный самолет», и получил ряд весьма интересных сведений. Как оказалось, к настоящему времени проект успел продвинуться вперед и вскоре работы перейдут в новую стадию, приближающую момент принятия техники в эксплуатацию.
И. Бевзюк напомнил, что идея создания среднего транспортного самолета для ВВС, способного заменить устаревшие Ан-12 и другую подобную технику, появилась еще на рубеже восьмидесятых и девяностых годов. В тот период фирма «Ильюшин» провела теоретическую проработку перспективного проекта, однако на этом работы остановились. В силу определенных причин тогда не удалось получить принципиальные преимущества перед существующей или альтернативной техникой, из-за чего проект был остановлен.
Предлагаемый облик самолета СВТС / Ил-276
В дальнейшем определенное развитие получили альтернативные проекты среднего транспортника, разработанные другими организациями. Однако в начале прошлого десятилетия российской промышленность вновь пришлось вернуться к самолету марки «Ил». Кроме того, свой интерес к такому проекту проявила индийская сторона. По результатам достаточно длительных совместных работ Россия и Индия сформировали требования к перспективному самолету под названием MTA или МТС (Multipurpose Transport Aircraft – «Многоцелевой транспортный самолет»). В дальнейшем возникли некоторые трудности технического характера, из-за которых работы фактически остановились. Впрочем, как утверждает И. Бевзюк, индийская сторона до сих пор не оформила документально отказ от такого проекта.
Несмотря на эти события, ВВС России продолжали испытывать нужду в средних военно-транспортных самолетах, способных заменить имеющиеся Ан-12 с заканчивающимся ресурсом. В 2014 году авиационный комплекс им. Ильюшина предложил российскому министерству обороны развернуть работы в рамках программы СВТС. При этом в требованиях к технике планировалось учитывать только нужды российского заказчика, исключив какое-либо индийское влияние. Вскоре было принято принципиальное решение о разработке нового проекта.
Как сообщается, предварительные проектные работы по теме СВТС осуществлялись проектантом в инициативном порядке. Кроме того, Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания на такой самолет. Тем не менее, процесс согласования и утверждения требований еще не завершен. Завершение этого этапа программы позволит продолжить работы с получением желаемых результатов.
Отмечается, что на данный момент перспективный военно-транспортный самолет не имеет официального обозначения. Проект машины, разрабатываемой в рамках программы СВТС, пока носит рабочее название Ил-276. Позже, в соответствии с решением заказчика, это название может стать официальным либо поменяться. Так или иначе, официальное обозначение будущего самолета пока не определено.
И. Бевзюк описал планы фирмы «Ильюшин» на ближайшее время и отдаленную перспективу. В декабре предполагается приступить к эскизному проектированию нового самолета. На конструкторские работы уйдет несколько следующих лет. Не позднее начала 2023 года будут завершены проектирование, подготовка к производству и строительство первой опытной машины. На первый квартал 2023-го запланирован первый полет опытного образца. Завершить необходимые проверки предполагается в 2025 году, и в 2026-м войска смогут получить первые серийные СВТС.
Для оптимизации основных процессов на этапе опытно-конструкторских работ используются современные методики и средства проектирования. Используются системы автоматизированного проектирования. Кроме того, уже с этапа эскизного проектирования предлагается учитывать технологические аспекты проекта, логистику, особенности эксплуатации и обслуживания и т.д. Также особое внимание уделяется финансовой стороне проекта. Как весь проект в целом, так и отдельные его составляющие должны соответствовать заданной себестоимости. Одним из способов решения таких задач является своевременное исправление выявленных недостатков.
Ранее представители авиационной промышленности описывали возможный облик будущего «Среднего военно-транспортного самолета», благодаря чему уже удалось составить достаточно подробную картину. В последней публикации ТАСС имеющиеся данные уточняются и дополняются некоторыми новыми подробностями. Из этого следует, что основные технические особенности будущего самолета уже определены и вряд ли изменятся в будущем.
По официальным данным, проект СВТС / Ил-276 предусматривает строительство однофюзеляжного высокоплана с Т-образным хвостовым оперением. С точки зрения общей компоновки и аэродинамического облика новый самолет будет напоминать существующие машины своего класса. Под крылом на пилонах будут устанавливаться два турбореактивных двигателя с требуемыми характеристиками.
Как рассказал представитель авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, первый вариант проекта СВТС предусматривает использование существующего двигателя ПС-90А-76, в настоящее время устанавливаемого на модернизированные Ил-76. Этот двигатель имеет необходимые характеристики, а также позволяет сократить риски технического характера. В дальнейшем, однако, планируется замена двигателей ПС-90А-76 более новыми изделиями ПС-14, отличающимися иными параметрами. Как только новые двигатели подтвердят свои характеристики, начнется их установка на серийные самолеты.
Военно-транспортный самолет нового типа должен получить крупную грузопассажирскую кабину. Габариты отсека для полезной нагрузки определялись с учетом требований вооруженных сил и, в целом, соответствуют характеристикам серийных машин Ил-76. Поперечное сечение кабины не изменяется в сравнении с последним, тогда как длина будет немного уменьшена. Согласно ранее опубликованным данным, Ил-276 сможет брать на борт до 20 т полезной нагрузки.
В зависимости от конфигурации грузового отсека и используемого дополнительного оснащения, он должен будет перевозить грузы, технику или людей. Наличие хвостовой рампы обеспечит возможность погрузки и разгрузки на земле, а также парашютного десантирования грузов или людей.
Ранее утверждалось, что за счет меньших размеров и сокращенных в сравнении с Ил-76 характеристик новый СВТС сможет перевозить значительную часть имеющихся грузов вооруженных сил с заметной экономией. Таким образом, он сможет взять на себя все задачи существующих Ан-12, а также частично «подменить» более крупные и тяжелые Ил-76, что в известной мере повысит эффективность работы военно-транспортной авиации воздушно-космических сил.
Программа СВТС предусматривает получение крейсерской скорости полета на уровне 800 км/ч. По скоростным характеристикам новый Ил-276 будет значительно опережать существующие Ан-12, что даст известные преимущества. Практическая дальность с максимальной нагрузкой должна достигать 2000 км; перегоночная – превышать 7 тыс. км.
Конструкция шасси и взлетно-посадочные характеристики определяются в соответствии с требованиями по эксплуатации техники на различных аэродромах. В частности, самолет будет иметь возможность работы на неподготовленных и грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Макет самолета MTA / МТС, демонстрировавшийся в прошлом
Согласно уже известным данным и недавнему интервью руководителя проекта, самолет СВТС будет оснащен бортовыми средствами обороны. Как именно предлагается защищать его от возможных угроз – не уточняется. По-видимому, для обороны будут использоваться средства радиоэлектронной борьбы. Также возможно применение традиционной для отечественных транспортников кормовой пушечной установки.
И. Бевзюк в своем недавнем интервью отметил, что самолет СВТС / Ил-276 рассматривается, в первую очередь, в качестве транспортной машины. При этом он фактически станет платформой, которую можно будет использовать в различных целях. Вероятно, в будущем может появиться проект самолета-заправщика на базе исходной военно-транспортной машины.
К настоящему времени разработчики выбрали будущего строителя новой техники. Опытный и серийные «Средние военно-транспортные самолеты» будут строиться в цехах ульяновского предприятия «Авиастар-СП». Этот завод уже освоил выпуск серийных тяжелых машин Ил-76МД-90А, а в обозримом будущем номенклатура его продукции пополнится перспективным средним Ил-276.
Уже имеются определенные планы в части объемов серийного строительства. Как утверждалось и раньше, в течение первых лет выпуска промышленность должна будет передать заказчику несколько десятков серийных самолетов СВТС. На первых порах основной задачей серийного производства будет замена устаревших машин Ан-12, эксплуатация которых завершается в связи с выработкой ресурса. По известным данным, сейчас в России эксплуатируется чуть более сотни подобных самолетов, и все они в средней перспективе будут нуждаться в замене. Количество имеющихся Ан-12 позволяет представить примерные объемы заказа на СВТС / Ил-276, предназначенного для их замены.
После полной замены устаревших самолетов серийное производство перспективной техники может продолжиться. По оценкам специалистов, средние военно-транспортные самолеты по типу разрабатываемого фирмой «Ильюшин» могут представлять интерес для коммерческих заказчиков из нашей страны и зарубежных государств. Спрос на такую технику велик, и отечественная промышленность может рассчитывать на получение новых контрактов.
Сообщения последних лет о проекте «Среднего военно-транспортного самолета» являются поводом для оптимизма. Разработка проекта, корни которого уходят в конец восьмидесятых годов, самым серьезным образом затягивалась, и он пока не смог дать желаемые результаты. Тем не менее, необходимость в транспортнике среднего класса сохранилась, что привело к очередной попытке создания такой машины. По последним данным, к настоящему времени этот проект приблизился к старту эскизного проектирования.
Опытно-конструкторские работы по теме СВТС будут завершены в первой половине двадцатых годов, и уже в середине десятилетия компания-разработчик планирует передать заказчику в лице министерства обороны первые серийные самолеты. Таким образом – пусть даже и через несколько десятилетий после старта работ – вооруженные силы все же смогут получить требуемую технику и с ее помощью заменить устаревшие машины с выработанным ресурсом.
По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
https://aviaport.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
Средний военно-транспортный самолёт, который сейчас стоит на вооружении российской армии - это четырёхмоторный турбовинтовой самолёт Ан-12, разработанный в СССР во второй половине 50-х годов прошлого века.
Машины широко применялись для переброски войск, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в десантных и поисково-спасательных операциях. Экспортировались в несколько десятков стран мира, участвовали в военных действиях в Африке, Афганистане и на территории бывшего СССР.
В 1972 году эти самолёты доставляли гуманитарный груз в Республику Бангладеш, продовольствие и почту на полярную станцию "Северный полюс-18" в 1969-м, советские войска в афганский Баграм в 1986 году, участвовали в авиационном параде в аэропорту Домодедово в 1967-м.
По словам первого заместителя генерального директора ПАО "Ил" Павла Черенкова, сейчас в войсках находится около 70 машин, но в исправном состоянии намного меньше. Ресурс самолёта составляет 55 лет, и к 2027-2028 годам он истекает, а уже менее чем через восемь лет Минобороны должно иметь возможность начать замену завершающих эксплуатацию Ан-12 на другую машину.
В ОКБ Ильюшина к проекту среднего транспортного самолёта грузоподъёмностью 20-30 тонн вернулись в начале 2000-х, свою роль здесь сыграла и заинтересованность Индии в совместной разработке транспортного самолёта такого класса.
Совместный проект получил рабочее название MTA - Multipurpose Transport Aircraft. С Индией был заключён контракт на совместную разработку и производство этого самолёта.
Работа продвигалась медленно, только в 2014 году был готов проект тактико-технического задания на новый транспортный самолёт, но его утверждение не состоялось, а в следующем году по ряду причин Индия вышла из проекта.
Однако потребность в самолёте осталась. В 2017 году сначала самолёт получил рабочее наименование Ил-214, а позже - Ил-276. Был подписан контракт на опытно-конструкторские работы и началось эскизное проектирование самолёта.
Ан-12 на Северном полюсе
Ил-276 создаётся в интересах Министерства обороны России. Первый полёт нового среднего "транспортника" запланирован на 2023 год, а с 2026-го начнутся серийные поставки в войска. Тактико-техническое задание, согласованное Минпромторгом и ОАК, находится на согласовании в Минобороны.
Идея создания среднего военно-транспортного самолёта грузоподъёмностью 20–30 тонн появилась в конце 1980-х годов. Тогда проект назывался Ил-88. В ОКБ Ильюшина был проработан облик машины, однако проект был отложен, т.к. характеристики проектируемого ВС не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов, которые проектировались в КБ Туполева - Ту-330 и в КБ Антонова - Ан-70.
Павел Черенков пояснил, что после того как рассмотрели все предложенные варианты, наибольшее признание получил Ан-70. Привлекла его большая кабина - порядка четырёх метров. В 1996 году самолёт демонстрировался в Авиационном научно-техническом комплексе имени О.К. Антонова, в 1997 на московском авиасалоне выставлялся на статической экспозиции для ознакомления специалистами, на МАКС-2003 принимал участие в лётной программе, и надо сказать, полёты Ан-70 производили очень сильное впечатление.
Однако ухудшение российско-украинских отношений после 2004 года завели этот проект в тупик.
Ан-12 - это свободнонесущий высокоплан с однокилевым вертикальным оперением. На самолёте установлены четыре форсированных турбовинтовых двигателя АИ-20М с четырёхлопастными винтами левого вращения. Грузовой отсек самолёта, в отличие от Ил-276, не герметичный.
Ан-12 имел на вооружении две пушки калибра 23 мм с боекомплектом в 700 снарядов и авиабомбы разных калибров. По вооружению Ил-276 информация отсутствует, так как этот вопрос находится в компетенции Министерства обороны РФ.
Павел Черенков рассказывает, что от 70 до 90 процентов перевозки грузов самолётами типа Ил-276 осуществляется либо на контейнере, либо в ящиках, а переброску войск на 2000 км такими самолётами не делают из-за нецелесообразности. "Довезти одну БМП, конечно, можно, только она там никакую боевую задачу не решит, - поясняет зам. гендиректора "Ильюшина". - Для подготовки и десантирования - да, но для переброски именно войск используются тяжёлые машины типа Ил-76 и Ан-124».
Военно-транспортный Ил-276 будет находиться между новым лёгким Ил-112В и тяжёлым Ил-76МД-90А и оснащаться оборудованием на российской элементной базе, из отечественных комплектующих.
Концепция комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) предусматривает возможность модернизации и наращивания функций благодаря открытой архитектуре. Единое информационно-управляющее «поле» кабины пилотов объединит шесть многофункциональных ЖК-дисплеев и два ЖК-индикатора на лобовом стекле.
Особенностью самолёта является максимальное использование решений по БРЭО, которые применяются и на Ил-76, и на Ил-112В, и на пассажирском МС-21. Это предполагает, что система отображения информации будет максимально унифицирована, чтобы переобучение экипажа проходило в самые короткие сроки.
Размеры сечения грузового герметичного отсека Ил-276 идентичны размерам самолёта Ил-76МД-90А, что позволяет использовать всю существующую инфраструктуру погрузочно-разгрузочных, транспортировочных и десантных средств. В части погрузочно-разгрузочного оборудования, а это подвесные грузоподъёмные устройства с электрическим приводом, тележки и лесенки, будут заимствованы либо у Ил-76, либо у Ил-112В.
В перспективе предполагается дальнейшее развитие Ил-276 путём создания на его основе модификаций самолёта радиолокационного дозора и наведения, командного воздушного пункта, санитарного самолёта, поисково-спасательного самолёта и самолёта-заправщика.
Разработка Ил-276 идёт именно с прицелом на требования военного заказчика. По мнению разработчиков, государство готово и способно покупать в год 12 таких машин. Поэтому, по предварительным подсчётам, до 2033–2034 года фирма Ильюшина сможет обеспечить средним транспортным самолётом только российских военных.
«В целом же спрос на такие самолёты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдёт своё место в небе и станет незаменимым «самолётом-трудягой», - подвёл итог Павел Черенков.
Новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) создается в интересах Минобороны России. К концу года военное ведомство должно утвердить тактико-техническое задание на эту машину. О том, какими характеристиками будет обладать новый самолет, с каких аэродромов он сможет взлетать и будет ли обладать оружием, в интервью ТАСС рассказал руководитель программы в ПАО "Ил" Игорь Бевзюк.
- Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.
Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.
Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолета оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина - тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолета такого класса высказала Индия.
После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолета МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.
Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолете среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолетов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолет.
- Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?
Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.
- После 2015 года проект решили вернуть в Россию?
Рабочее название самолета - Ил-276
В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата ее инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолета, которое принято в конструкторском бюро, - Ил-276.
- То есть оно еще не утверждено официально?
Нет, в настоящее время идет процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолету может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.
В России подходит к концу срок эксплуатации Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей
С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры - это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.
Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12 . Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.
- Что это будет за самолет? Каковы его характеристики?
Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолета: однофюзеляжный высокоплан (схема крепления крыла к фюзеляжу, когда оно проходит через верхнюю половину его сечения - прим. ТАСС) с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.
Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации , у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.
- Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" - Ил-76?
Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надежностью самолета, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.
- Двигатели такие же, как и на Ил-76?
Двигатель первого облика - это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.
- В сечении самолет будет такой же, как Ил-76?
Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76 .
- Какова его дальность, скорость?
Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолетов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.
- Ил-276 будет в версии топливозапращика?
В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолет, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.
- Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?
На любом подобном самолете предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолета от внешнего воздействия будут и на Ил-276.
- Где его будут строить?
Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определен головным изготовителем.
- Корректно ли все-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идет модернизация строевых самолетов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А ?
Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина - все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.
- Ил-112 не пересекается с этим проектом?
Ил-112 - это перспективный легкий самолет . Ил-276 находится как раз между легким Ил-112 и тяжелым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.
- Как идет процесс проектирования нового самолета?
Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые дает цифровое проектирование. Ключевой момент - начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолета. Это позволяет найти и исправить все недочеты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.
Мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость
И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно - исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.
- Команда уже сформирована?
Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолета с характеристиками мирового уровня путем применения передовых практик разработки.
- Сколько понадобится таких машин в войсках?
По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12. В целом же спрос на такие самолеты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое место в небе и станет незаменимым "самолетом-трудягой".
Беседовала Анна Юдина
— Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.
— Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.
Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолета оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина — тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолета такого класса высказала Индия.
После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолета МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.
Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолете среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолетов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолет.
— Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?
— Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.
— После 2015 года проект решили вернуть в Россию?
— В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата ее инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолета, которое принято в конструкторском бюро, — Ил-276.
— То есть оно еще не утверждено официально?
— Нет, в настоящее время идет процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолету может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.
— Какие этапы последуют дальше?
В России подходит к концу срок эксплуатации Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей
— С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры — это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.
Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.
— Что это будет за самолет? Каковы его характеристики?
— Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолета: однофюзеляжный высокоплан (схема крепления крыла к фюзеляжу, когда оно проходит через верхнюю половину его сечения — прим. ТАСС) с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.
Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.
— Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" — Ил-76?
— Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надежностью самолета, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.
— Двигатели такие же, как и на Ил-76?
— Двигатель первого облика — это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.
— В сечении самолет будет такой же, как Ил-76?
— Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.
— Какова его дальность, скорость?
— Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолетов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.
— Ил-276 будет в версии топливозапращика?
— В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолет, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.
— Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?
— На любом подобном самолете предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолета от внешнего воздействия будут и на Ил-276.
— Где его будут строить?
— Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определен головным изготовителем.
— Корректно ли все-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идет модернизация строевых самолетов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А?
— Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина — все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.
— Ил-112 не пересекается с этим проектом?
— Ил-112 — это перспективный легкий самолет. Ил-276 находится как раз между легким Ил-112 и тяжелым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.
— Как идет процесс проектирования нового самолета?
— Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые дает цифровое проектирование. Ключевой момент — начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолета. Это позволяет найти и исправить все недочеты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.
И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно — исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.
— Команда уже сформирована?
— Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолета с характеристиками мирового уровня путем применения передовых практик разработки.
— Сколько понадобится таких машин в войсках?
— По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12. В целом же спрос на такие самолеты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое место в небе и станет незаменимым "самолетом-трудягой".