16.10.2019

Аттестационные работы врачей на категорию по хирургии. Чем отличается врач высшей категории от других врачей


Фото с сайта doksmed.com

Минздрав уточнил отдельные вопросы аттестации на квалификационную категорию медицинских и фармацевтических работников, документ, определяющий особенности трудовых отношений с медицинскими работниками, опубликован в пятницу в системе "КонсультантПлюс".

С 25 января 2013 года согласно действующему с октября 2011 года Положению о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками, квалификационные категории присваиваются специалистам, которые обладают необходимыми знаниями, практической подготовкой, а также стажем работы по специальности, в следующей последовательности:

Вторая - специалистам с высшим и средним профессиональным образованием при стаже работы не менее трех лет;

Первая - специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее пяти лет;

Высшая - специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее десяти лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет.

Наличие необходимого стажа работы позволяет врачу или медицинскому специалисту получить сразу первую или высшую квалификационную категорию, не оформляя предварительно документы, соответственно, на вторую или первую категории.

Эксперты Минздрава подчеркивают необходимость регулярной и своевременной аттестации и подтверждения полученной квалификационной категории. При несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера за ее наличие.

Комментарии (44)

    25.01.2013 17:07

    Только бабло!

    При несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера за ее наличие.

    Ой как страшно... У нас за первую доплата аж 512 рублей.

    25.01.2013 20:31

    Вася

    у нас 200 рублейй

    25.01.2013 22:26

    Надя Щербинка

    Фу,как грязно,хирург,военный.:(Я и не собираюсь на старость лет краснеть перед комиссией,во сне я эти экзамены вижу! Видела,как старушки за 60 со слезами выбегали от чудо-профессоров.Спасибо и так за оклады,надо больно стимулироваться ещё за 500:(:(:(

    26.01.2013 08:34

    Простофиля

    Что ж,надо отдать должное - одно из немногих более-менее внятных новостей. Хотелось бы уточнить: процедура получения/подтверждения категории будет упрощена или останется прежней, с обязательными формальностями,типа зачета в ГО и ЧС, санпросветработой, подкомиссиями и обязательным "одобрям" чиновников из горздрава? Или достаточно будет простой "угадайки" на компъютере?

    26.01.2013 12:10

    Доктор

    Стимулирующие выплаты должны оправдывать свое название и свое назначение, а разве может стимулировать врача высшей категории надбавка в 600 рублей?

    26.01.2013 12:10

    Эндохирург

    2_простофиля
    Что-то (жизненный опыт) мне подсказывает, что все мозги высушат, прежде чем получишь категорию. У нас, например, это всегда превращалось в цирковое представление, 30-40 харь, половина из них - "врачом ни разу не был", а ты в центре на табуретке отвечаешь на их вопросы. Да и "угадайка" у нас весёлая, если на все вопросы ответить реально правильно,а не как у них там заложено, то баллов не наберешь. Еще требовался отчет о проделанной работе с картинками (любят они это) за три последних года. Абсолютно точно знаю, что наличие категории ни в коей мере не отражает реального качества специалиста, весь этот антураж многих отталкивает, а он действительно противен, и люди - высококлассные врачи забивают на категорию.

    26.01.2013 12:48

    Простофиля

    2_Эндохирург
    И, всё-таки человек всегда надеется на лучшее. А вдруг свершится чудо и "цирковое шоу для 40 харь" превратится в нечто изящное,совершенное, нанотехнологичное и совсем необременительное...Р-р-р-раз! и, после 20-30лет тяжелой работы "на земле", красивая корочка, в которой ты обозначен как "Врач высшей категории" окажется в твоем портфолио... Но что-то мне подсказывает, что надежды, увы, мало...пресловутые "хари" не позволЮт...

    26.01.2013 13:34

    Эндохирург

    Для того чтоб свершилось чудо, надо было всего-то четко расписать процедуру сдачи экзамена. Например: экзамен на категорию проводится в компьютерном классе по единой разработанной МЗ программе для каждой специальности, для допуска к экзамену требуется: трудовая, паспорт. Результат выдает компьютер немедленно, категория тут же присваивается о чем делается запись в трудовой. Всё. За необеспечение условий или нарушение процедуры ответственному "по рогам". Тесты должны быть опубликованы на сайте МЗ. А вообще в дружеских республиках было так: 5 лет - 2я, 10-1я, 15-высшая, там тварья изгаляющегося над своими кормильцами было значительно меньше. Так мне иммигранты сказывали.

    26.01.2013 14:01

    2Эндохирург

    Можно и дальше двинуться - экзамен дистанционно, через интернет.
    Но этого мы не дождёмся, ибо ораве проверяющих-экзаминирующих-допускающих кушать хоцца по-более нашего, а к кормушке они много ближе.
    ЗЫ Дистанционнои учёбу проводить по массе специальностей можно. Это ещё и бабасики сэкономит. Но это уж полная фантастика.Минобр с ФУВами удавятся.

    26.01.2013 14:06

    Простофиля

    2_Эндохирург Представляете, как корежит сейчас кой-кого из категории ТТП (типа тоже врач), читающих Ваши пожелания, ведь это для них как плеснуть хорошую порцию кипящего бальзама на "заднюю голову"...Компъютер, заменяющий 40 чиновничьих харь - страшнее и придумать нельзя... АПОКАЛИПСИС!!!

    26.01.2013 14:42

    Врач-федерал

    "при несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера". А в самом минздраве до сих пор нет (после разделения минтруда и минздрава) аттестационной комиссии. А мы так называемые "федералы" со всех концов нашей необъятной Родины должны ехать ну эту комиссию в минздрав в Москву. Мало того, что эти поездки вообще абсурдны с точки зрения финансовых затрат, так и сама ат.комиссия отсутствует. Мечта - увидеть тестовые задания по своей специальности и сдать экзамен компьютеру в своем ближайшем городе!

    26.01.2013 14:45

    врач (работающий)

    я вообще всех послал, пришло время получать вышку. мне от категории ни холодно ни жарко - одна консультация стоит больше чем надюавка. Моим пациентам по-барабану какая у меня категория, заведующий я или ординатор - как шли, так и будут идти. Когда был перерыв в заведовании и 2 года работал простым врачом - было вообще айс.

    26.01.2013 15:05

    ВрачЪ

    ВрачЪ
    В Ростове ФУВ-фуфло полное.Приехали друзья- одногрупники из всех краев области, с которыми учился и заканчивал универ РОДНМИ еще, на вопрос -какие тесты или вопросы по специальности будут?- ответ был один и тот же:капусту сдавай и не умничай.Другой альтернативы нет и не будет.

    26.01.2013 16:24

    врач (работающий)

    и почем нынче опиум для народа?

    26.01.2013 16:40

    Ростовчанин

    Про Ростов подтверждаю. Сам имею 4 сертификата. Тесты не сдавал ни разу (без категорий).
    А в других не так разве?

    26.01.2013 17:50

    2простофиля

    Не корёжит их. Им фиолетово. Кормушку они не отдадут.

    26.01.2013 19:44

    ВрачЪ

    Все получится как всегда:по Черномырдину.
    В России любая аттестация-сертификация-квалификация означает одно и тоже: бабло- из карманов пациентов/населения/, через руки врачей/коллектор/,перекочует в карманы чинуш/т.е. за границы РФ/.Все.Занавес.

    26.01.2013 21:04

    Лора

    Ростовчане, зачем вы это пишите, подумайте о своих коллегах, которые будут учиться после вас, ведь прикроют лавочку! И кому станет лучше? Я не платила ни за категорию, ни за тесты, только "благодарность" преподавателям, по сколько-мы решали сами, ни кто не вымогал, училась в РостМГУ в 11году.

    26.01.2013 22:06

    Эндохирург

    Я никогда не платил, и не предлагали, правда последний раз маразматический дедушка меня чуть не вальнул. Каким методом вы останавливаете кровотечения из ВРВП? Теоретических в книжке описано много,- говорю ему, а вот практических раз-два, только зонд Блэкмора с последующей шунтирующей операцией. Вы картинку-то в пищеводе видели когда? Особенно при кровотечении,- я уже спрашиваю у него. Причину портальной гипертензии надо устранять а не последствия её. А в пищеводе эндоскопом барахтаться на высоте кровотечения - только время зря тратить. Если уж мы говорим о действительном кровотечении из ВРВП. Дедушка кафедральный, слышит только то, что ему хочется, а хочется ему про склеротерапию, он про это лекцию читал, короче, недоволен таким ответом. Ладно главный хирург встрял. Скоро на переаттестацию, вот и думаю забить что-ли, так всё это надоело, но 600 руб в месяц на 5 лет, вроде жалко терять.

    26.01.2013 23:20

    ВрачЪ

    Лора,подруга,не надо ля-ля.Лучше вспомни:философию, социологию и проч.немедицинскую фигню,у парней- военку, а на 4-5 курсе клинические дисциплины по больницам города: 20-ка, БСМП-2,8-ка,областная и т.д. А на ФУВе 2 главые вопросы по специальности:¨Скока-скока?¨ и ¨Почему так много в этот раз?¨

    26.01.2013 23:36

    Заведенная система порочна и зациклена на себе,сама себя поддерживает и разлагает изнутри.Как загнанная лошадка: и бежать вперед нету сил, и остановиться нельзя-помрёт.А что делать?- лично я- не знаю.Однако кормушку же эту не прикроют.В самом худшем случае-избавятся от 1-2х неугодных, для отстрастки и в назидание остальным.Типа чё-та делается:реформы, модернизация, улучшение-повышение уровня МО услуг, борьба и. т.п. слова -отмазки.

    27.01.2013 10:08

    Мнение

    А мы на своих не обижаемся. На повышении квалификации лекции очень достойные: по делу и четко, без воды. На аттестации тоже задают вопросы по существу, не выпендрежничают. Спрашивают: "Что делаете в данном случае, каково ваше мнение по поводу других способов лечения?". Если на аттестации гинеколог, то и вопросы будут, скорее всего, по гинекологии, если работаешь врачом-акушером - соответственно и спрос по акушерству. Пока никто не жаловался. Атмосфера очень спокойная. Денег, кстати, никто не вымогает. А вот с тестами будет небольшая проблема. Скорее всего, смешают все вместе: акушерство и гинекологию, рентгенологию и УЗдиагностику и т.п. Тут "поплыть" как нечего делать.

    27.01.2013 14:05

    2Мнение

    И мы в Ростове на своих не обижаемся. Бизнес - ничего личного.
    ЗЫ У меня одна корка от Новокузнецка. 4500 в кассу. Два свидания с преподавателем: первое - знакомство и заполнение бумажек, второе - прощание и получение корочки.
    Так что Ростов тут далеко не балая ворона.

    27.01.2013 19:51

    Богус

    to Эндохирург.
    Не знаю как там у вас с "40 харями". Свою высшую категорию я подтвержаю без общения с ними. Вовремя в облздрав подаю пакет документов. Через месяц месяц прихожу за удостоверением. Вот и все. Надеюсь, что процедура не сильно изменится. Федералам из бывшего 3 и 4 упраления МЗ сочувствую.

    27.01.2013 21:42

    Врач-федерал

    для Богуса
    врачи и медсестры федеральных леч. учреждений (а это ФМБА, клиники институтов, УФСИН, воинские части и госпитали, туберкулезные, роспотребнадзор-бывшие СЭС) со всей страны (от Камчатки до западных границ, от Крайнего севера до юга) мучаются поездками на аттестацию в Москву, в "любимый минздрав". Так когда-то решила Голикова, видимо не доверяя местным аттестационным комиссиям своих вассалов. До нее мы так же сдавали все в местных облздравах. К сожалению никакого отношения к 3 и 4 управлению мы не имеем. Финансовый абсурд этих поездок, усугубился отсутствием аттестационной комиссии в минздраве с уходом Голиковой. В облздравах наши документы не принимают!

    28.01.2013 07:04

    Эндохирург

    Богусу
    Повезло, у нас такая халява только для лиц с отягощенной родословной. Вышку подтверждать только очно.

    28.01.2013 11:45

    Доктор

    28.01.2013 12:10

    Простоврач

    Красивая картина в коридоре поликлиники с надписями на дверях: врач высшей категории, рядом - первой, на той же двери-второй! Что думать пациенту: последний врач уже протух?! Когда избавимся от сталинского наследия, когда всех делили по категориям! А ещё есть заслуженный! Да вот жаль ещё что отменили НАРОДНОГО! А такая была надежда во время перестройки, что всё отменят! Нееет! Окрепла бюрократия, ипуг прошёл и всё с начала! А самый прикол: согласие трудового коллектива! А сдавать надо только регулярные тесты при возможности готовится к ним! Нормальная библиотека с интернетом и т.д.! И при достойной зарплате, социальной обеспеченности и нормальной охране труда!

    28.01.2013 14:46

    28.01.2013 14:46

    А если вдруг кому-то придётся сдавать на сертификат по амбулаторной хирургии в Москве, знайте - жадного прохвёссора можно легко кинуть на всю сумму с чистой совестью.

    28.01.2013 19:31

    Старый хирург.

    А я,когда мне стукнуло 58лет просто положил на переаттестацию и нисколько не жалею.Коллеги, наш опыт,умение,наши знания никто не отнимет.Ну был я хирургом высшей категории почти 7лет назад,ну и что? Когда недоплачивают врачу десятикратно,поверьте,640р.значения не имеют. А в операционной я всё равно парюсь пять дней в неделю,не считая ночей,и оперирую не меньше,а больше.Доктора,простим их,пусть почудят ребята,другого они ведь делать не умеют,...немного жаль их...

    29.01.2013 00:00

    Владимир_

    Похоже, в Минздраве людей, понимающих нужды медицины не осталось вовсе.
    А мы на Вас, г-жа Скворцова, все-таки надеялись.
    Вы тоже примкнули к банде-хунте?

    29.01.2013 11:20

    Врач пенсионер

    29.01.2013 11:21

    Врач пенсионер

    Для того, чтобы подтвердить категорию, у нас в Новосибирской области N количество раз нужно съездить в областной центр:зарегистрировать работу в МЗ, лично отдать работу главному специалисту, пройти компьютерное тестирование, пройти пред.аттестационную комиссию на кафедре, пройти аттестационную комиссию и после всего этого лично получить документы в отделе кадров МЗ. А вы еще хорошо живете.

Работа по повышению квалификации врача предусматривает некоторые разделы, один из них - присвоение врачу квалификационной категории. Врачи могут быть поэтапно аттестованы на вторую, первую и высшую категории. Право получения второй аттестационной категории появляется у врача уже после достижения им 5-летнего стажа работы по соответствующей специальности. Для того чтобы получить возможность аттестоваться, врач должен представить подробный отчет о своей деятельности за последние 3 года работы.

Для составления отчета нет единой формы. Такой отчет представляет собой индивидуальный творческий документ аттестуемого. Однако наличие ориентировочной программы существенно облегчает задачу врача, не исключая его инициативу.

Исходя из своего опыта , мы рекомендуем следующую схему аттестационной работы врача. Предлагаемая схема не является жестким шаблоном, она призвана лишь помочь врачу систематизировать накопленный материал, проанализировать его, сделать выводы и поставить, исходя из анализа, задачи, направленные на дальнейшее совершенствование работы на своем участке.
Аттестационная работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении указываются основные направления работы врача по охране здоровья прикрепленного контингента больных.

Далее дается краткая характеристика лечебно-профилактического учреждения с его структурой и организацией работы и взаимосвязи отделений с тем отделением, в котором работает аттестуемый.
Основная часть, в свою очередь, подразделяется на несколько разделов.

В первом разделе основной части целесообразно дать характеристику отделения, его структуру, штаты, организацию работы, оснащения, организацию приема и профилактической деятельности.
Затем следует подробно охарактеризовать лечебно-диагностическую и профилактическую работу за 3 года и дать ее сравнительную оценку.

При описании лечебной деятельности прежде всего необходимо отразить и проанализировать работу на амбулаторном приеме, показав количество принятых пациентов в поликлинике и обслуженных на дому, удельный вес принятых больных и проведенных профилактических медицинских осмотров, нагрузку на 1 час приема. Необходимо проанализировать заболеваемость с временной утратой трудоспособности по нозологическим формам. Работа по оказанию помощи на дому предусматривает количество и удельный вес активных и повторных вызовов.

Оценивая работу по госпитализации больных , необходимо указать количество госпитализированных и их состав по нозологическим формам, показатель расхождений клинико-поликлинических диагнозов. Следует привести подробный анализ этих расхождений и их причины.

Анализируя лечебно-диагностическую работу , следует привести перечень и количество проведенных процедур, амбулаторных операций, манипуляций, консультаций и дать оценку этого раздела деятельности. Далее необходимо показать, как в условиях поликлиники осуществляется диагностика и лечение заболеваний, по поводу которых больные обращаются за помощью к данному специалисту. Раздел целесообразно иллюстрировать описанием наиболее интересных случаев из практики с приведением данных обследования и лечения.

В разделе профилактической работы освещают участие врача в проведении ежегодных медицинских профилактических осмотров, приводят количество, удельный вес и структуру вновь выявленных больных, своевременность и полноту взятия их на динамическое диспансерное наблюдение.

Динамическое диспансерное наблюдение больных хроническими заболеваниями характеризуется количеством больных, находящихся на диспансерном учете, их составом по нозологическим формам, движением по группам диспансерного учета, показателями нетрудоспособности.

Следует представить объем и характер лечебных и оздоровительных мероприятий (амбулаторное и стационарное профилактическое лечение, санитарно-курортное лечение и т.д.) и показать их эффективность на группе больных, состоящих на динамическом диспансерном наблюдении в течение 3 и более лет.

В четвертом разделе следует охарактеризовать санитарно-просветительскую работу, проведенную врачом за 3 года и показать ее эффективность.
Пятый раздел необходимо посвятить работе по научной организации труда, указать, какие предложения были внедрены и какой получен эффект.

Шестой раздел отчета целесообразно отвести работе врача по повышению профессионального мастерства. Следует указать, проходил ли врач повышение квалификации на различных циклах и рабочих местах, когда, в течение какого времени и по какой тематике, необходимо описать научно-практическую работу, проведенную врачом за отчетный период, ее результаты (опубликованные статьи, выступления с докладами и сообщениями на различных конференциях и т.д.).
Необходимо указать, каким образом врач участвует в общественной жизни коллектива.

В заключение делаются краткие обоснованные выводы о проделанной за 3 года работе и намечаются пути дальнейшего совершенствования деятельности аттестуемого.

Если кратко обобщить вышесказанное , то получится следующая схема.
1. Введение.
2. Краткая характеристика поликлиники и ЛОР-отделения.
3. Характеристика кадров отделения.

4. Характеристика приема:
а) количество принятых в отделении и лично аттестуемым;
б) количество обслуженных на дому и лично аттестуемым;
в) нагрузка за 1 час;
г) данные обращаемости по нозологическим формам (в %);
д) данные обращаемости по вызовам (в %);
е) количество активных вызовов(в%);

ж) количество госпитализированных планово и экстренно, куда, по нозологическим формам, сколько ждут до госпитализации;
з) процент расхождения диагнозов со стационаром и анализ расхождений;
и) средняя продолжительность нетрудоспособности больных по отделению и у аттестуемого;
к) то же по нозологическим формам;
л) количество больных, находящихся на динамическом наблюдении по ф. 30 и принципы их наблюдения и лечения. Результаты (эффективность);
м) движение диспансерных больных и анализ их нетрудоспособности;

н) средняя длительность нетрудоспособности при обострениях заболевания у больных, находящихся на ф. 30;
о) среднее количество дней, сколько продолжается обострение (если учесть, что человек пенсионер и не работает);
п) количество медицинских осмотров и выявляемость заболеваний при этом (в % и по нозологии);
р) своевременность взятия на диспансерный учет;
с) процент охвата динамическим наблюдением;
т) количество амбулаторных операций и каких;
у) количество процедур и каких.

5. Организация повышения знаний.
6. Повышение знаний по гражданской обороне.
7. Количество жалоб, выговоров, замечаний, благодарностей и т.д.
8. Участие в общественной жизни поликлиники - где, в качестве кого.
9. Лечебно-диагностическая работа.
10. Цели и задачи на будущее.
11. Заключение.

Отчет подписывается аттестуемым, ставится дата. Его подпись заверяется главным врачом поликлиники и скрепляется гербовой печатью учреждения.

Обязанностью любого практикующего врача является повышение уровня знаний и навыков. Аттестация считается одним из способов обучения, имеющим свои требования и особенности, по результатам которой специалистам присваивают соответственную категорию. Каждая из категории врачей занимает определенную ступень в иерархии медицинской сферы.

Цель и задачи

Участие в прохождении аттестации является добровольным делом. В процессе оценивается личностная состоятельность специалиста, уровень его знаний, практических навыков, соответствие занимаемой должности, профессионализм.

Аттестация врачей на категорию несет в себе определенную заинтересованность:

  1. Это престижно. Позволяет занимать более высокую должность в позволяет обратить внимание руководства на себя. Довольно часто категории врачей указываются на табличках при входе в их кабинет.
  2. В некоторых случаях высшая категория позволяет уменьшить моральную или физическую ответственность перед родственниками пациента. Мол, если такой не смог решить проблему, то трудно подумать, что было бы, если б на его месте был менее опытный врач.
  3. Материальная сторона. Медицинские категории врачей и повышение по ступеням врачебной иерархии позволяют увеличить прибавку к основной зарплате.

Виды аттестаций

В законодательстве различают несколько видов аттестационных мероприятий:

  • присвоение звания "специалист" после определения теоретических и практических навыков;
  • квалификационная категория врачей (получение);
  • подтверждение категории.

Определение уровня знаний для присвоения "специалиста" является обязательным мероприятием перед назначением на должность врача. Проводится специальными комиссиями в учреждениях последипломного образования. Рассмотру подлежат следующие кандидатуры:

  • после интернатуры, магистратуры, ординатуры, аспирантуры, если отсутствует диплом "врач-специалист";
  • те, кто не работал больше 3 лет по узкой специальности;
  • те, кто своевременно не прошел аттестацию для получения квалификации;
  • лица, которым отказано в возможности получить вторую категорию по объективным причинам.

Каждый врач имеет право получить категорию по нескольким специальностям одновремененно, если они являются смежными. Главным требованием является стаж работы по требуемой специализации. Категория врача-терапевта является исключением.

Основные правила и требования

Различают вторую, первую и высшую категории врачей. В получении действует правило последовательности, однако существуют исключения. Требования рассмотрены в таблице.

Квалификационная категория врачей Устаревшие требования Требования по действующим приказам
Вторая 5 лет практикующего стажа и более Не меньше 3 лет практикующего стажа по специальности
Сдача отчета о работе Личная явка, включающая участие в собеседовании, проведение тестирования
Первая Необходим уровень заведующего отделения или руководительской должности Не меньше 7 лет практикующего стажа по специальности
При получении - явка, подтверждение происходит заочно
Высшая Необходима должность руководителя Больше 10 лет практикующего стажа по специальности
Личная явка в любом случае Личная явка, включающая участие в оценке отчета, собеседовании, проведение тестирования

Сроки действия

Согласно старым приказам, существовали определенные обстоятельства, которые относились к разряду социальных льгот и позволяли продлить срок нынешней квалификации. К ним относились:

  • беременность и уход за ребенком до 3 лет;
  • месяц после увольнения из-за сокращения;
  • командировка;
  • состояние временной нетрудоспособности.

На данный момент льготы недействительны. Аттестационная комиссия может принять решение о продлении срока действия по ходатайству главного врача лечебно-профилактического учреждения. Если врач отказывается от явки на комиссию, его категория снимается автоматически по истечении пятилетнего срока с момента присвоения.

Документы

Также заполняется и отчет о проделанной работе за последние несколько лет, утвержденный главным врачом ЛПУ и отделом кадров, где работает аттестуемый. В комиссию отправляют и копии документов об образовании, трудовой книжки и присвоении текущей квалификации.

Аттестационный отчет

Введение включает данные о личности врача и лечебном учреждении, где он занимает должность. Описывается характеристика отделения, его оснащенность и структура штата, показатели работы отделения в виде статистических данных.

Основная часть состоит из следующих пунктов:

  • характеристика контингента, проходящего лечение в отделении;
  • возможности проведения диагностических мероприятий;
  • проведенная лечебная работа с указанными результатами по профильным заболеваниям;
  • летальные случаи за последние 3 года и их анализ;
  • внедрение инноваций.

Заключение отчета состоит из обобщения результатов, указания возможных проблем и примеров их решения, возможности совершенствования. При наличии опубликованных материалов их копия прилагается. Указывается и изученной за последние несколько лет.

Баллы на повышение

Каждый специалист получает баллы, которые участвуют в принятии решения о квалификации. Они начисляются за посещение конференций, в том числе и международных конгрессов, чтение лекций коллегам или среднему медицинскому персоналу, дистанционное обучение с получением итогового сертификата, обучение на курсах.

Дополнительно баллы начисляются за следующие достижения:

  • издательство учебника, пособия, монографии;
  • публикация статьи;
  • получение патента на изобретение;
  • выступление на симпозиумах с докладом;
  • выступление в учреждениях и средствах массовой информации;
  • получение звания;
  • защита диссертации;
  • награждения органами государственной власти.

Состав комиссии

Комиссия состоит из комитета, работа которого происходит в перерывах между заседаниями, и экспертной группы узкой направленности, которая проводит непосредственно аттестацию специалиста (экзамен, тестирование). И комитет, и экспертная группа состоят из лиц, занимающих следующие должности:

  1. Председатель, осуществляющий контроль за работой и разделяющий обязательства между членами комиссии.
  2. Заместитель председателя выполняет функции председателя в полном объеме при его отсутствии.
  3. Секретарь занимается регистрацией поступающих документов, формирует материалы для работы комиссии, фиксирует решения.
  4. Заместитель секретаря замещает секретаря и выполняет его обязанности в период отсутствия.

В каждой экспертной группе находятся специалисты смежных специальностей. Например, категория врача-стоматолога и ее получение/подтверждение требует пребывания в группе парадонтолога, ортодонта, детского стоматолога, терапевта.

Порядок заседания

Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте в комитет. В случае несовпадения данных с требованиями к последним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 2 недель с момента поступления). Секретарь комитета согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена.

Члены экспертной группы рассматривают аттестационные на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные:

  • уровень практических навыков специалиста;
  • участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой;
  • наличие опубликованных материалов;
  • самообразование аттестуемого;
  • соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей.

Экспертиза должна происходить в двухнедельный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации. Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования. Более 70% верных ответов позволяют считать тестирование пройденным. Собеседование проходит путем опроса аттестируемого согласно теории и практики, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации.

Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. В течение 7 дней аттестуемый получает документ, подтверждающий повышение, понижение или отказ в присвоении категории.

Крайние меры

Администрация лечебного учреждения может отправить запрос в комиссию, чтоб врач был лишен квалификации или повышен досрочно. В таком случае направляются документы, позволяющие обосновать решение. Комиссия рассматривает вопрос в присутствии специалиста. Неявка без уважительной причины позволяет принять решение в его отсутствие.

Протест

Со дня вынесения решения врач или лечебно-профилактическое учреждение может обжаловать результат в месячный срок. Для этого необходимо оформить заявление с уточнением причин несогласия и отправить в комиссию при Министерстве здравоохранения.

Аттестация - серьезный этап в жизни каждого медицинского работника. Это возможность продемонстрировать свою квалификацию и опыт, изменить свой статус в коллективе и получить прибавку к зарплате. Однако часто процедура аттестации вызывает у медицинских сестер неоднозначную реакцию, нередко сопровождаемую страхом.

Вместо того чтобы тратить время на непродуктивные переживания и действия, давайте проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки и наметим пути их преодоления!

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой подробное перечисление действий медсестры согласно функциональным обязанностям. Нередко он выглядит как один день из жизни медсестры и заканчивается словами «Мой рабочий день закончен», а отчет так и не начат...

При подготовке отчета следует помнить, что это не просто представление имеющихся данных за определенный период, а анализ собственной деятельности!

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2013 года № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» «…отчет о профессиональной деятельности специалиста за последний год работы для работников со средним профессиональным образованием, должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению, достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом».

Начните с изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок и проведение аттестации.

Подумайте, какие результаты были достигнуты вами за истекший период. Включайте в список все достижения, даже те, которые вам кажутся не очень значимыми. Какие профессиональные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Какие результаты работы считаете наиболее значимыми? Соотнесите результаты своей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационным категориям.

Обратите внимание! Отчет пишется от первого лица. Выражения «медсестра должна выполнять, медсестра делает…» не используются, ведь это ваш отчет!

Обратите внимание! Для написания отчета используется деловой стиль, согласно которому главный акцент делается на точности передачи информации, не допуская двойственности толкований. Текст делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу.

Избегайте разговорных, жаргонных слов и выражений, например таких как «разнос направлений на анализы», «участники афганистана». А этот пример описания прививочной работы «…магазины и палатки по графику», как говорится без комментариев!

Выражайте свои мысли точно, чтобы не приходилось гадать, что скрывается за такими, например, фразами: «Прошла курс повышения квалификации в процедурном кабинете с присвоением 1 категории» или «…перед приемом готовлю инструменты: термометры, кушетку, мебель».

Помните, что грамотность – ваша визитная карточка для того, кто будет читать вашу работу!

Обратите внимание! Часто в отчетах медсестры указывают большое количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации. К ним можно отнести:

  • перечисление всей без исключения мебели, которая находится в кабинете;
  • перечисление не только сестринских, но и всех врачебных манипуляций, которые выполняются в подразделении;
  • указание всех адресов домов на участке с этажностью и другими подробностями и т.п.

Не следует приводить полностью, а тем более прикладывать к отчету стандартные инструкции по дезинфекции тех или иных изделий медицинского назначения и др. Исключением могут стать только материалы разработанные лично вами и являющиеся уникальными. В таком случае их следует размещать в приложении.

Обратите внимание! Совершенно недопустимо наполнять отчет пространными цитатами из различных учебников и учебных пособий (например, определение и основные этапы сестринского процесса; определение, виды и методы дезинфекции и т.п.).

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой сплошной текст. Четкая структура текста облегчит его восприятие экспертами и членами аттестационной комиссии, которые будут его оценивать. Писать работу логически завершенными частями гораздо проще.

  1. Краткие биографические сведения.
  2. Краткая характеристика места работы.
  3. Результаты профессиональной деятельности.
    1. Количественные и качественные показатели.
    2. Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п.
    3. Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов
    4. Распространение опыта.
  4. Повышение квалификации.
  5. Общественная и социально-значимая деятельность.
  6. Выводы.
  7. Цели и задачи дальнейшего профессионального развития.

Итак, структура аттестационной работы ясна, давайте рассмотрим наполнение каждой части.

1. Краткие биографические сведения (не более 1 страницы)

Укажите, что и когда закончили, специальность, где работали, стаж в данной организации и в занимаемой должности, наличие квалификационной категории (какая, в каком году присвоена), перечислите курсы повышения квалификации (год окончания, полное название курса и учреждения, в котором курс проводился), наличие сертификатов и отмеченные наградами или грамотами достижения в работе.

2. Характеристика места работы (не более 1 страницы)

Сначала кратко расскажите о медицинской организации, где вы трудитесь в настоящее время: количество коек, число посещений, отметьте те особенности, которые отличают его от остальных организаций подобного рода.

Дайте краткую характеристику подразделения (отделения, кабинета и т.п.), в котором вы трудитесь. Расскажите об основных задачах и принципах его работы.

3. Результаты профессиональной деятельности
(основная часть работы, объем 3-5страниц)

Количественные и качественные показатели. Расскажите о своей деятельности в течение последнего года. Выберите показатели, характеризующие вашу работу (работа с пациентами, выполнение манипуляций, заполнение документации и т.д.).

Обратите внимание! Не стоит излишне подробно рассказывать о проветривании кабинетов и их уборке, лучше сконцентрироваться на результатах, приводящих к улучшению здоровья пациентов.

Количественные данные представьте в виде таблицы для наглядности, можно внести в таблицу данные за предыдущий отчетный период, чтобы провести анализ (это может быть количество манипуляций, структура контингента, динамика заболеваемости и т.п.). Можно сравнить свои показатели с аналогичными по подразделению, учреждению, региону. Каждую таблицу сопроводите поясняющим цифры текстом и сделайте выводы.

  • Что изменилось (или не изменилось)?
  • По какой причине?
  • Какие изменения это вносит в вашу работу?
  • Что сделано, что еще вам необходимо сделать?
  • Какие задачи стоят перед коллективом, какие вы ставите перед собой?

Меняется структура заболеваний, подходы к диагностике и лечению, появляются новые нормативные документы, следовательно, необходимо менять тактику обучения пациентов, работу по профилактике и т.п.

Обратите внимание! Перечень нормативных документов, регламентирующих вашу деятельность, должен быть полным и актуальным. Абсолютно недопустимо указание уже недействующих приказов!

Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п. Расскажите о новых методах и технологиях, которые вы используете в своей работе. Не следует приводить полностью инструкцию к новому аппарату или подробное описание новой манипуляции. Лучше расскажите, с какими сложностями вы столкнулись при освоении, чему потребовалось научиться? Если вы обучали других медсестер, упомяните об этом. Может быть, вы владеете смежными специальностями, можете заменить коллег, расскажите.

Обратите внимание! Встречающаяся практически в каждом отчете фраза: «В свое работе использую инновационные технологии», не имеет права на существование без перечня этих самых технологий. В противном случае она не несет никакой смысловой нагрузки!

Противоэпидемические мероприятия. Расскажите, каким образом обеспечивается безопасность на рабочем месте и безопасность пациента.

Обратите внимание! информация должна иметь отношения к оценке вашей квалификации.

Расскажите, каким образом осуществляется контроль инфекционной безопасности на рабочем месте, какова ваша роль. Опишите ваши действия при возникновении аварийной ситуации.

Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов . Этому разделу профессиональной деятельности медсестры в последние годы уделяется особое внимание. В отчетах напротив медсестры бывают предельно краткими.

Укажите подробно, какие беседы вы проводите с пациентами. Разрабатываете ли вы памятки, если да то на какие темы? Составляете ли вы планы бесед? Участвуете ли в выпуске санбюллетеней, оформлении уголков здоровья и т.п.? Участвуете ли в работе школ для пациентов, читаете ли лекции (например, в школах) и т.п.? Необходимо указать темы и количество за отчетный период (в таблице).

Распространение опыта. Для претендента на квалификационную категорию очень важно не только хорошо делать все самому, но и научить коллег. Опишите, каким образом вы передаете накопленный опыт. Это может быть:

  • работа со студентами во время практики;
  • преподавательская деятельность;
  • участие в адаптации молодых специалистов;
  • наставничество (закрепленное официально, с указанием фамилий);
  • наличие печатных работ и т.п.

4. Повышение квалификации (объем 1-2 страницы)

Повышение квалификации включает участие в работе конференций, семинаров, мастер-классов, профессиональных конкурсах. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место в этом занимает самообразование?

Обратите внимание! В этом разделе отчета не допустимы обобщения, сведения должны быть предельно конкретны! Например: «…Активно участвую в работе сестринских конференций» (каким образом, вы докладчик, организатор или слушатель?) или «…регулярно читаю специальную литературу» (уточните какую, составьте перечень за последний год).

Обязательно укажите даты и темы конференций, семинаров и др. подобных мероприятий, а также темы докладов, если вы с ними выступали.

5. Общественная и социально-значимая деятельность

Сюда относится работа в профсоюзе, Совете сестер, членство и участие в работе ассоциации медицинских сестер и т.д. Подробно опишите, в чем заключается ваша деятельность, что конкретно Вы сделали.

6. Выводы

Если вы не оставили без внимания аналитическую часть отчета, то выводы практически готовы. Теперь необходимо их кратко сформулировать! Из всех разделов выберите свои достижения, новые умения и навыки, доказательства вашей профессиональной активности, свидетельства участия в различных мероприятиях. Именно эти, кратко сформулированные данные, свидетельствуют о вашем соответствии заявленной квалификационной категории.

Цели и задачи дальнейшего профессионального развития

Поскольку ваш профессиональный путь не заканчивается с присвоением категории, то следует обозначить дальнейшие цели и задачи. Они также вытекают из сделанного вами анализа. Что еще вы планируете сделать, над чем Вам предстоит работать, что необходимо изучить и т.д.?

Обратите внимание! Вы формулируете задачи для себя, а не для всей организации.

Правила оформления

Обратите внимание! Оформлять отчет следует правильно и эстетично – это документ! Недопустимо наличие шрифтов разных видов, цветов и размеров.

Общий объем отчета не более 15-20 страниц. Редактор MS Word, шрифт «Times New Roman», размер шрифта (кегля) 14, междустрочный интервал 1,5. Текст не должен быть перегружен курсивом и иными шрифтами. Обязательно наличие содержания с указанием номеров страниц. Страницы отчета, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку. К отчету могут прилагаться иллюстрации, фотографии, разработанные вами методические рекомендации, памятки, ваши публикации и другой наглядный материал. Объем приложений до 10 страниц.

Обратите внимание! Подписываете отчет на последней странице Вы, старшая медицинская сестра и руководитель сестринской службы больницы.

Процедура аттестации полностью соответствует известной русской пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму!». Так что в первую очередь приведите в порядок «одежку» - свой аттестационный отчет. Затем переходите в подготовке ума. Для собеседования освежите в памяти основные положения нормативных документов, которые регламентируют вашу работу, уделите внимание оказанию неотложной помощи и противоэпидемическим мероприятиям.

Вспомните все свои профессиональные и жизненные успехи – это придаст уверенности в себе. Настройтесь оценить себя объективно, узнать, чего вы стоите на самом деле, – это смелый шаг сильной личности. Воспринимайте аттестацию, как возможность раскрыть свой потенциал и удача всегда будет с вами!

Различные категории присваивают специалистам, которые имеют должный уровень подготовки в теоретическом плане, достаточные навыки в практической деятельности и определенную выслугу лет. Рассмотрим в данной статье, как осуществляется присвоение врачебных категорий.

Медики в определенной степени заинтересованы в получении квалификации. Чем выше категория специалиста, тем престижнее будет его работа. Благодаря профессиональной квалификации, ему будет легче получить должность в ЛПУ. Также немалую роль играет материальная сторона. Хорошая прибавка к зарплате гарантирована квалифицированному специалисту.

Какие бывают категории?

В зависимости от навыков врача, выделяют следующие врачебные категории:

  • вторая — не меньше 3-х лет опыта для специалистов, которые имеют высшее и среднее профессиональное образование;
  • первая — не меньше 7-ми лет опыта для специалистов, которые обладают высшим профессиональным образованием и не меньше 5-ти лет опыта для специалистов со СПО (среднее профессиональное образование);
  • высшая — не меньше 10-ти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не меньше 7-ми лет для специалистов со СПО.

Условия, которые должен создать руководитель

Руководитель организации обеспечивает условия для специалиста, а именно:


Важность оформления документов

Документы, которые входят в пакет для получения врачебной категории, должны быть соответствующим образом оформлены и скреплены.

Бумаги на прохождение конкурса отправляются в комиссию почтой, а также напрямую должностным лицом, которое взяло на себя обязательства взаимодействовать с аттестационной комиссией.

Для сохранения ранее присвоенного квалификационного разряда специалист сдает бумаги в аттестационную комиссию не позже 4-х месяцев до окончания действия срока квалификации. При направлении комплекта документов позднее вышеуказанного периода дату экзамена могут назначить после истекшего срока квалификационного разряда.

Получение категории и доплаты за нее может быть инициативой медицинского работника, а также его руководителя. Как правило, разряд имеет силу в течение нескольких лет. После этого человек, который занимает должность врача в оздоровительном учреждении, должен заново пройти аттестацию. При повторной подаче документов гражданин может рассчитывать на присвоение ему более высокой категории.

Надбавки

Дополнительные платы за категорию начисляются после прохождения аттестации врача. В комиссию входят уполномоченный представитель государственных органов, регулирующих получение населением медицинских услуг. Под аттестацией понимают оценку навыков и знаний работника, которые должны быть необходимы для того, чтобы оказывать профессиональную помощь пострадавшим в разных ситуациях.

Если специалистом в области медицины успешно пройдена аттестация, комиссия выносит решение о присвоении претендующему нужной врачебной категории. Вышеуказанная информация публикуется на официальном ведомственном сайте, после чего специалист имеет право обращаться к работодателю за установлением надбавки к заработной плате. Глава медицинской организации в обязательном порядке устанавливает аттестованному сотруднику премию за полученную категорию. Данный вид денежной доплаты следует оговаривать заблаговременно, перед заключением трудового или коллективного договора. Если данный пункт в соглашении отсутствует, то кадровики и юристы должны оформить дополнение к договору.

Необходимо помнить, что гражданин не может получить высшую квалификационную категорию, если до этого он ни разу не аттестовался. Также имеют место временные рамки, когда медработник вправе подать заявление о прохождении аттестации. Человек не лишается разряда даже при появлении перерыва в работе, то есть непредоставлении медицинских услуг населению на протяжении длительного времени.

Какая ответственность предусмотрена за отклонение доплаты врачу за категорию?

Правда, что врачебные категории собираются отменить? Об этом ниже.

Каждый руководитель обязан выплачивать надбавки за категорию врачам. В случае явного отказа к нему применяют административные наказания. Зачастую это могут быть денежные штрафы и компенсации материального ущерба работнику. Если же глава организации наотрез отказывается вносить необходимые изменения, проверяющие органы государства ставят вопрос об отстранении такого руководителя с занимаемого поста.

Дополнительные баллы

Специалисту начисляют баллы за определенные достижения:

  • изданные учебники, пособия, монографии;
  • опубликованные статьи;
  • получение патента на изобретение;
  • участие в симпозиуме;
  • выступление в СМИ;
  • получение звания;
  • удачную защиту диссертации.

Цель комиссии

Основная цель аттестационной комиссии врачей в России - это оценка профессиональных навыков специалиста и его способности выполнять служебные обязанности на занимаемой должности. Все это помогает с большой эффективностью расставить кадры с учетом уровня сложности работы, полагаясь на мастерство и опыт докторов. Следствием является улучшение деятельности здравоохранительных учреждений и оказания медицинских услуг населению.

Состав комитета и экспертной группы следующий:


Основные требования

Основные требования, которые предъявляются к специалистам второй и первой категорий:


Высшая квалификационная категория

  • необходимо иметь высокую подготовку в плане теории и навыки практической работы в области профессиональной деятельности, знание взаимосвязанных дисциплин;
  • использовать новейшие методы диагностирования, оздоровления, предотвращения заболеваний и реабилитации, обладать оздоровительно-диагностической техникой в сфере практикуемой профессиональной деятельности - при этом требования к высшей врачебной категории намного серьезнее, чем в предыдущих случаях;
  • умение дать качественную и квалифицированную оценку данным специальных методов исследования для того, чтобы правильно определить диагноз;
  • способность ориентироваться в современной научной и технической информации, применять ее для урегулирования стратегических и тактических моментов специализированной деятельности;
  • иметь продолжительность работы по профессии (в должности) не менее 7-ми лет.

Как часто нужно проходить аттестацию?

Аттестацию медицинских работников проводят один раз в 5 лет. Категория, которая присвоена, является действительной на территории нашей страны с того дня, когда издано распоряжение о ее получении. Специалисты имеют право стремиться к получению более высокой категории квалификации, но только через 3 года после издания распорядительного акта о присвоении. Надбавки за врачебные категории выплачиваются весь период действия.

При переквалификации продолжительность работы по вновь полученной специализации начинает свой отсчет от момента начала работы в новой категории. Федеральные органы исполнительной власти создают центральные комиссии для того, чтобы проводить аттестацию врачей. При ведомствах они создаются исполнительной властью (федеральными органами), академиями наук России и организациями, которые имеют подведомственные фармацевтические и медицинские организации. Исполнительные власти субъектов Российской Федерации создают территориальные аттестационные комиссии.

Условия отказа в приеме документов комиссией

Документы могут не принять в следующих случаях:

  • если отсутствуют необходимые бумаги, которые нужны для анализа аттестационной комиссией вопроса о наделении специалиста квалификационной категорией;
  • неправильно оформлено заявление или аттестационный лист специалиста.

Секретарь комитета, который ответственен за проведение комиссии, в течение 7-ми календарных дней после регистрации документов отправляет испытуемому отказное письмо с обязательным объяснением причины отказа. Как только будут устранены эти основания, специалист вправе направить документы на аттестацию врачебной категории еще раз.

На данный момент никаких сведений об отмене медицинских категорий нет.