05.11.2019

Арт терапия практикум. Вопросы в арт-терапии


Елена Тарарина

Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера


Рецензенты:

Милютина Е. Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и развития Киевского национального университета имени Т. Г. Шевченко.

Кирмач Г. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Луганского областного института последипломного педагогического образования, заведующая областным центром практической психологии и социальной работы.


Пропонуємо науково-методичний посібник, який є квінтесенцією десятирічного досвіду роботи О. Тараріної в галузі практичної арт-терапії. Він містить систему вправ, тестів, практик, спрямованих на розвиток психологічної культури людей та підвищення рівня їх психологічного здоров’я за допомогою потенціалу різних видів мистецтва.


«Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера» написан благодаря плодотворному сотворчеству со слушателями обучающих программ по арт-терапии Е. Тарариной.

Введение

В нашей работе сущность арт-терапии рассматривается в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также в создании новых позитивных переживаний, в рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. Термином «арт-терапия» обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик .

Для обозначения частных форм терапии творчеством применяются так называемые семейственные понятия, эффективность этих форм подтверждается широким спектром работ отечественных ученых:

Библиотерапия – лечебное воздействие чтением (В. М. Бехтерев, А. М. Миллер, В. В. Мурашевский, Ю. Б. Некрасова, Е. А. Рау);

Вокалотерапия и музыкотерапия – лечение пением и музыкой (В. С. Шушарджан);

Драматерапия, где в качестве лечебного фактора используются средства театрального искусства и ролевой игры (Е. Белякова, А. В. Гнездилов, Я. Морено и др.);

Изотерапия – рисуночная терапия (Г. В. Бурковский, Μ. Е. Бурно, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, Р. Б. Хайкин и др.);

Имаготерапия – лечебное воздействие через образ, театрализацию (Н. С. Говоров);

Музыкотерапия – лечение через восприятие музыки (Л. С. Брусиловский, И. М. Гринева, И. М. Догель, В. И. Петрушин и др.).

Арт-терапию (изотерапию) широко практикуют в России и Украине Д. Аллан, Р. Арнхейм, Р. Ассаджиоли, Е. П. Белякова, Μ. Е. Бурно, Г. В. Бурковский, Д. Винникот, А. В. Гнездилов, А. И. Копытин, Т. Ю. Колошина, В. Л. Кокоренко, Л. Д. Лебедева, Г. М. Назлоян, Н. В. Серов, А. А. Смирнов, К.-Г. Юнг и другие) .

Определяя функции арт-терапии, мы придерживаемся мнения Н. Сакович, Е. Медведевой, И. Левченко, Л. Комиссаровой, Т. Добровольской, которые выделяют следующие базовые:

1. Катарсическая – освобождающая от негативных состояний, очищающая.

2. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения и самооценки.

В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности .


Т. Колошина выделяет следующие функции арт-терапии:

1. Диагностическая. Рису и о к – особый документ и содержит очень много информации об авторе. Рисунок всегда символичен, всегда выражает истинное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть.

2. Терапевтическая – собственно исЦЕЛение личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической Целостности.

3. Гуманистическая арт-терапия.

Именно на гуманистической функции арт-терапии большей частью базируются мои подходы к написанию этой книги.

В целом гуманистический подход в арт-терапии основывается на трёх философских предположениях:

1. Не бывает людей «умственно больных», бывают люди, столкнувшиеся со специфическими проблемами. Отсюда помощь: усиление желания жить, развитие способности находить смысл и делать жизненный стиль максимально креативным.

2. Неспособность успешно реализоваться (самоактуализироваться) присуща в той или иной степени всем людям на различных этапах жизни (теория жизненных кризисов).

3. Результаты самоактуализации стерильны до тех пор, пока личность не будет в состоянии сформулировать собственные трансцендентные цели, которые и делают жизнь духовной.

Цель гуманистической арт-терапии – развитие сбалансированной личности, которая может держать равновесие между полярностями: любовь – ненависть, слабость – сила, уединённость – близость, кооперация – состязание, зависимость – независимость, доминирование – подчинение, надежда – отчаяние и пр.). Для достижения этой цели необходимо уточнить глобальные цели индивида.

Сформулируем задачи гуманистической арт-терапии:

✓ расширение горизонтов личности;

✓ поддержка (развитие) целостности жизни;

✓ достижение подлинной индивидуальности;

✓ движение от автономности к близости в межличностных связях;

✓ формулирование базовых жизненных целей;

✓ выработка подлинных перспектив в жизненном кругу;

✓ адекватное принятие внутренних жизненных кризисов (например, понятие «конструктивного одиночества»);

✓ использование эмпатии и интуиции в развитии более глубоких уровней символической коммуникации.

Из перечисленных задач становится явным основное методологическое положение: различные модальности креативного выражения представлены рисованием, танцами, движением, музыкой, поэзией, драмой. Они должны быть максимально задействованы все, так как это увеличивает возможности индивида. Кроме того, процесс «избавления от болезни» (ilness) и процесс «исцеления» (появление цели или возвращение к целостности) – это разные направления, но второе «делает» возможным первое .

Е. Шахбазова выделяет следующие принципы работы в арт-терапии:

1. Целостность. Человек – целостная система: тело-разум-душа и организм – окружающая среда. Любое изменение на одном из уровней отражается на других. Работая с человеком, мы работаем с его целостностью или над его целостностью.

2. Тройные отношения. Терапия искусством – это отношения между терапевтом – клиентом – объектом творчества. Творческий процесс всегда организован так, что кто-то спрашивает, наблюдает и соучаствует. Любой объект, созданный во время терапии, возникает, чтобы на него можно было смотреть, получать ответы, находить резонанс.

3. Расширение картины мира. Блокировка энергии может возникать из-за ригидных, отживших своё моделей поведения. Если ситуация изменилась, а действия остались прежними, они уже не эффективны. И это, безусловно, ограничивает возможности индивида. Творческая деятельность способствует выходу из состояния односторонности и ограниченности, предлагая новые возможности выбора, творческие пути изменения.

4. Компетентность клиента. Поддержка веры в собственные силы, в личную компетентность и достоинство. Уважение компетентности клиента.

5. Процессуальность. Уделение должного внимания к тем подспудным процессам, которые идут параллельно обозначенной теме. Как правило, эти течения имеют непосредственное отношение к основной цели, однако, могут быть важнее в настоящий момент. Ориентир на намерения клиента, учитывая, так же и такие течения, которые априори считаются не случайными .

1. Адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной работы с детьми и их родителями.

2. Выявление особенностей и определение эффективности использования арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми разного возраста с разными нарушениями личностного развития.

3. Разработка арт-терапевтических технологий и коррекционных программ, обеспечивающих коррекцию различных нарушений у детей. Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка и его социальная адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик .

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Елена Тарарина
Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера


Рецензенты:

Милютина Е. Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и развития Киевского национального университета имени Т. Г. Шевченко.

Кирмач Г. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Луганского областного института последипломного педагогического образования, заведующая областным центром практической психологии и социальной работы.


Пропонуємо науково-методичний посібник, який є квінтесенцією десятирічного досвіду роботи О. Тараріної в галузі практичної арт-терапії. Він містить систему вправ, тестів, практик, спрямованих на розвиток психологічної культури людей та підвищення рівня їх психологічного здоров’я за допомогою потенціалу різних видів мистецтва.


«Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера» написан благодаря плодотворному сотворчеству со слушателями обучающих программ по арт-терапии Е. Тарариной.

Введение

В нашей работе сущность арт-терапии рассматривается в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также в создании новых позитивных переживаний, в рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. Термином «арт-терапия» обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик .

Для обозначения частных форм терапии творчеством применяются так называемые семейственные понятия, эффективность этих форм подтверждается широким спектром работ отечественных ученых:

Библиотерапия – лечебное воздействие чтением (В. М. Бехтерев, А. М. Миллер, В. В. Мурашевский, Ю. Б. Некрасова, Е. А. Рау);

Вокалотерапия и музыкотерапия – лечение пением и музыкой (В. С. Шушарджан);

Драматерапия, где в качестве лечебного фактора используются средства театрального искусства и ролевой игры (Е. Белякова, А. В. Гнездилов, Я. Морено и др.);

Изотерапия – рисуночная терапия (Г. В. Бурковский, Μ. Е. Бурно, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, Р. Б. Хайкин и др.);

Имаготерапия – лечебное воздействие через образ, театрализацию (Н. С. Говоров);

Музыкотерапия – лечение через восприятие музыки (Л. С. Брусиловский, И. М. Гринева, И. М. Догель, В. И. Петрушин и др.).

Арт-терапию (изотерапию) широко практикуют в России и Украине Д. Аллан, Р. Арнхейм, Р. Ассаджиоли, Е. П. Белякова, Μ. Е. Бурно, Г. В. Бурковский, Д. Винникот, А. В. Гнездилов, А. И. Копытин, Т. Ю. Колошина, В. Л. Кокоренко, Л. Д. Лебедева, Г. М. Назлоян, Н. В. Серов, А. А. Смирнов, К.-Г. Юнг и другие) .

Определяя функции арт-терапии, мы придерживаемся мнения Н. Сакович, Е. Медведевой, И. Левченко, Л. Комиссаровой, Т. Добровольской, которые выделяют следующие базовые:

1. Катарсическая – освобождающая от негативных состояний, очищающая.

2. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения и самооценки.

В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности .


Т. Колошина выделяет следующие функции арт-терапии:

1. Диагностическая. Рису и о к – особый документ и содержит очень много информации об авторе. Рисунок всегда символичен, всегда выражает истинное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть.

2. Терапевтическая – собственно исЦЕЛение личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической Целостности.

3. Гуманистическая арт-терапия.

Именно на гуманистической функции арт-терапии большей частью базируются мои подходы к написанию этой книги.

В целом гуманистический подход в арт-терапии основывается на трёх философских предположениях:

1. Не бывает людей «умственно больных», бывают люди, столкнувшиеся со специфическими проблемами. Отсюда помощь: усиление желания жить, развитие способности находить смысл и делать жизненный стиль максимально креативным.

2. Неспособность успешно реализоваться (самоактуализироваться) присуща в той или иной степени всем людям на различных этапах жизни (теория жизненных кризисов).

3. Результаты самоактуализации стерильны до тех пор, пока личность не будет в состоянии сформулировать собственные трансцендентные цели, которые и делают жизнь духовной.

Цель гуманистической арт-терапии – развитие сбалансированной личности, которая может держать равновесие между полярностями: любовь – ненависть, слабость – сила, уединённость – близость, кооперация – состязание, зависимость – независимость, доминирование – подчинение, надежда – отчаяние и пр.). Для достижения этой цели необходимо уточнить глобальные цели индивида.

Сформулируем задачи гуманистической арт-терапии:

✓ расширение горизонтов личности;

✓ поддержка (развитие) целостности жизни;

✓ достижение подлинной индивидуальности;

✓ движение от автономности к близости в межличностных связях;

✓ формулирование базовых жизненных целей;

✓ выработка подлинных перспектив в жизненном кругу;

✓ адекватное принятие внутренних жизненных кризисов (например, понятие «конструктивного одиночества»);

✓ использование эмпатии и интуиции в развитии более глубоких уровней символической коммуникации.

Из перечисленных задач становится явным основное методологическое положение: различные модальности креативного выражения представлены рисованием, танцами, движением, музыкой, поэзией, драмой. Они должны быть максимально задействованы все, так как это увеличивает возможности индивида. Кроме того, процесс «избавления от болезни» (ilness) и процесс «исцеления» (появление цели или возвращение к целостности) – это разные направления, но второе «делает» возможным первое .

Е. Шахбазова выделяет следующие принципы работы в арт-терапии:

1. Целостность. Человек – целостная система: тело-разум-душа и организм – окружающая среда. Любое изменение на одном из уровней отражается на других. Работая с человеком, мы работаем с его целостностью или над его целостностью.

2. Тройные отношения. Терапия искусством – это отношения между терапевтом – клиентом – объектом творчества. Творческий процесс всегда организован так, что кто-то спрашивает, наблюдает и соучаствует. Любой объект, созданный во время терапии, возникает, чтобы на него можно было смотреть, получать ответы, находить резонанс.

3. Расширение картины мира. Блокировка энергии может возникать из-за ригидных, отживших своё моделей поведения. Если ситуация изменилась, а действия остались прежними, они уже не эффективны. И это, безусловно, ограничивает возможности индивида. Творческая деятельность способствует выходу из состояния односторонности и ограниченности, предлагая новые возможности выбора, творческие пути изменения.

4. Компетентность клиента. Поддержка веры в собственные силы, в личную компетентность и достоинство. Уважение компетентности клиента.

5. Процессуальность. Уделение должного внимания к тем подспудным процессам, которые идут параллельно обозначенной теме. Как правило, эти течения имеют непосредственное отношение к основной цели, однако, могут быть важнее в настоящий момент. Ориентир на намерения клиента, учитывая, так же и такие течения, которые априори считаются не случайными .

1. Адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной работы с детьми и их родителями.

2. Выявление особенностей и определение эффективности использования арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми разного возраста с разными нарушениями личностного развития.

3. Разработка арт-терапевтических технологий и коррекционных программ, обеспечивающих коррекцию различных нарушений у детей. Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка и его социальная адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик .

Копытин А. И. выделяет такие значимые преимущества метода арт-терапии перед другими психокоррекционными методами:

Практически любой человек, независимо от возраста, культурного опыта и социального положения, может участвовать в арт-терапевтическом процессе, ведь он не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков: каждый человек в детстве рисовал, лепил, играл. Поэтому метод арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе;

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь, являясь одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти, благодаря этому, путь к их решению;

Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между психологом (педагогом, социальным работником) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета;

Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому даёт уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни;

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений;

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальным потребностям в самоактуализации: раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждении им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире.

Анализируя данные преимущества, можно сделать вывод о «мягкости» арт-терапевтических методов.

Т. Колошина выделяет следующие специфические особенности арт-терапии:

1. Метафоричность арт-терапии. Искусство является олицетворением внутренних переживаний человека (абстрактного человека вообще). Следовательно, любое произведение искусства, в том числе и то, которое создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии, будет своего рода отражением его жизни.

2. Триадичность арт-терапии. Второе – хотя, скорее всего, именно оно является главным – отличие арт-терапии оказывается и её основным, совершенно исключительным преимуществом перед всеми прочими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт – пациент» («консультант – клиент») на триаду «терапевт – произведение искусства – пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником.

3. Ресурсность арт-терапии. Однако есть ещё и третье отличие арт-терапии как направления, связанное с тем, что способ терапевтического взаимодействия, ею предлагаемый, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А всё, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, ибо расширяет человеческий опыт .

Мы придерживаемся мнения Л. Лебедевой, о том, что в арт-терапии используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущий опыт в рисовании. Субъекты арт-терапевтического процесса – участник (клиент) и арт-терапевт – взаимодействуют между собой вербально, на символическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуникации через продукты творчества.

«Участники передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

Условия терапевтического процесса: (по вертикали от сессии к сессии, по горизонтали – на каждой сессии):

Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим);

Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях);

Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом);

Креативность;

Сам процесс спонтанного творчества.


Стадии терапевтического процесса:

Воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации);

Припоминание – когнитивный образ (знаю, что…);

Реконструкция (эмоциональная включённость в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание);

Повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);

Разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).

В процессе арт-терапии человек сначала пребывает в роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».


Структура занятия. Основные процедуры.

(Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников).

1. Настрой («разогрев»),

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).

4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).

5. Коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация) или работа в парах, малых группах.

6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.

2. Участник арт-терапевтического занятия (ребёнок, подросток, взрослый) может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включённость» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога); он имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

3. Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.

Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания .

Учитывая вышеизложенные положения, можно утверждать, что авторский подход к арт-терапии опирается на следующие положения:

1. В силу своей ресурсности, арт-терапия больше ориентирована на построения решений, нежели на возвращение к проблеме.

2. Арт-терапия большей частью направляет человека на «начинания», нежели на «завершение».

3. В процессе арт-терапевтической деятельности человек формирует ориентацию на созидание, избегая позиций «самокопания» и «самообвинения».

4. Арт-терапия способна запустить в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития.

Вопросы в арт-терапии

Авторы разных арт-терапевтических методик предлагают разнообразные варианты формулировок вопросов для анализа творческих продуктов клиентов. В своей работе я большей частью опираюсь на следующие ключевые вопросы:

Что Вы создали?

Какие чувства наполняли Вас в процессе создания работы?

Удалось ли Вам получить от работы удовольствие?

Какие чувства вызывает у Вас она сейчас?

Где эти чувства откликаются в теле, на что это похоже?

О какой ситуации в Вашей жизни эта работа? Как она отражает Вашу позицию в этой ситуации?

Как чувствуют себя разные элементы работы относительно друг друга (при условии, что работа состоит из нескольких частей)?

Какие части работы вызывают у Вас особенную радость, Вам очень приятно на них смотреть?

Есть ли в Вашей работе части (места), которые Вам бы хотелось переделать, усовершенствовать?

Что ещё важного Вы хотели бы сказать о Вашем творении?

Если бы Ваша работа несла Вам некое послание и могла бы обратиться к Вам, то что бы она Вам сказала?

Если бы Вы могли что-то сказать своему творению, поддержать его, что бы Вы сказали ему?

Какой опыт Вы получили для себя после создания образа и взаимодействия с ним?

Как этот опыт может быть использован Вами в жизни? Какой план?

Что Вы можете сделать уже сегодня, чтобы перейти к реализации намеченных целей?

Речевая креативность

Речевая креативность – одно из направлений арт-терапии, развивающее способность за минимальное время находить максимально точные и эффективные речевые средства для результативного общения с человеком любого возраста, интеллектуального уровня, материального и социального статуса. Речевая креативность также может рассматриваться как способность человека легко и свободно аргументировать, влиять на людей и вести их за собой. Всё это повышает самоуважение, самооценку, качество жизни и памяти, а ещё – отодвигает старость. В своей основе предложенные упражнения были разработаны и исследованы в творческой лаборатории 00 «Восточно-украинская ассоциация арт-терапии». Речевые средства, которые предлагаются в методиках, были апробированы более чем на одной тысяче человек.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л. С. Выготским, Л. А. Введенской, П. Я. Гальпериным, И. А. Зимней, В. В. Ильиным, В. В. Краевским, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимовым, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой.

Техника «15 слов» (авторская Е. Тарариной)

Цель:

Инвентарь:

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: от 14 лет.

Инструкция. Техника выполняется в парах. Каждому из участников предлагается выбрать одну любую букву алфавита и произвольно назвать на эту букву пятнадцать слов так, чтобы пауза между словами не превышала двух секунд. Если пауза более двух секунд, то участник приседает до тех пор, пока не назовет новое слово. Каждый участник должен выполнить упражнение с тремя буквами.

Норма выполнения для взрослого человека – называние слов на большинство букв алфавита практически без пауз.

Выводы. Техника стимулирует развитие речевой креативности, уменьшает страх публичных выступлений, укрепляет уверенность в себе.

Техника «Оратор» (модификация Е. Тарариной)

Цель: развитие ораторского мастерства.

Инвентарь: бумага (А4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: от 14 лет.

Инструкция. Техника выполняется группой из трёх или четырёх участников. Каждому из них предлагается написать на листе бумаги значения пятнадцати любых слов. Затем участники обмениваются листами. Нужно описать значение слова так, чтобы оно было угадано за короткое время (его засекает один из участников).

Норма выполнения для взрослого человека – максимум одна минута. Здесь важно, чтобы участник описывал понятие очень кратко, чётко и максимально понятно.

Выводы. Подобного рода упражнения стимулируют развитие речевой креативности, уменьшают страх публичных выступлений и укрепляют уверенность в себе.

Терапия в специальном и коррекционно-развивающем образовании: список литературы.

Представленная в списке литература раскрывает современные методы и техники терапии творчеством. Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др.

Книги.

Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - СПб. : ООО "Речь", 2002. - 310 с.

Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевт. виды худож. деятельности [Текст] : метод. пособие / Вальдес Одриосола, М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 63 с. : ил., 16 с.

Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР [Текст] : [учеб. пособие] / Рыбакова С. Г. - СПб. : Речь, 2007. - 139 с.

Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А.И. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.

Статьи.

Сказкотерапия.

Ткаченко, Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками [Текст] / Т. А. Ткаченко// Практическая психология и логопедия. - 2003. - №3-4. - С.74-81.

Середа, А.И. Сказкотерапия - новая комплексная интегративная психолого-логопедическая технология в коррекционно-развивающей работе [Текст] / Середа А.И., Дробахина И.К.// Практическая психология и логопедия. - 2003. - №3-4. - C.104-116.

Щербакова, Т.Н. "Детская психология в сказках и играх" [Текст] / Т. Н. Щербакова// Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С.107-115.

Сакович, Н. День за днем в стране фантазии: программа развития самосознания детей 7 - 9 лет средствами сказкотерапии [Текст] / Н. Саков// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2005. - №9. - С. 19 - 30.

Соколов, Д. Аналитическая сказкотерапия [Текст] : уровни анализа сказок / Д. Соколов// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №19. - С. 26 – 30.

Лимаренко, С. Музыкальный зал как пространство сказкотерапии [Текст] / С. Лимаренко// Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №6. - С. 21.

Зинкевич, - Евстигнеева, Т. Сказки для мальчиков и девочек [Текст / Зинкевич - Евстигнеева Т.// Обруч. - 2006.- № 6. - С. 13 - 16.

Строганова, Л. Как мы сочиняем терапевтические сказки [Текст] / Л. Строганова// Учитель. - 2007. - №2. - С. 83 - 85.

Набойкина, Е. В стране Игрундии [Текст]: сказкотерапевтические коррекционно-развивающие занятия с "особыми" детьми с использованием технологических карт / Е. Набойкина// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 1. - С. 20-31.

Корепанова, М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников [Текст] / М. Корепанова, М. Брежнева// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. - С. 53-58.

Фигдор, Г.Сказки и психическая переработка душевных конфликтов [Текст]/ Г. Фигдор/ Дошкольное воспитание. - 2007. - №1. - С. 13 - 18.

Бахонская, Ю. В. Проведение сказкотерапии с использованием элементов фитбол-гимнастики [Текст] / Ю. В. Бахонская// Логопед в детском саду. - 2008. - № 7 - С. 25-30.

Бережная, М. Сказкотерапия как воспитательная система [Текст] / М. Бережная // Искусство в школе. - 2008. - № 2. - С. 60-62.

Сидловская, О. Лошадка в "мирных целях", или Как избавиться от гнева [Текст] : [сказкотерапия] / О. Сидловская, Т. Беляева // Обруч. - 2007. - № 6. - С. 16-18.

Запасная, Т. В. Коррекционная программа " Коррекция познавательных процессов старших дошкольников средствами сказкотерапии"[Текст] / Т. В. Запасная // Практическая психология и логопедия. - 2007. - №3. - С. 35 - 62.

Брежнева, М. В. Сказкотерапия - средство самопознания в раннем детстве [Текст] / М. В. Брежнева // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №5. - С. 51 - 53.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Сказочная имидж-терапия [Текст] / Т. Зинкевич-Евстигнеева // Искусство в школе. - 2007. - № 5. - С. 49-51.

Пронина, И. Волшебный камень [Текст] : программа сказкотерапии для подростков, переживших потерю значимого взрослого / И. Пронина // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 13. - С. 4-7.

Семенов, В. Ничейная территория [Текст] : методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными" подростками / В. Семенов, Н. Парамонова // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 13. - С. 36-43.

Белинская, Е. Волшебный мир детства [Текст] / Е. Белинская // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 18. - С. 18-32.

Песочная терапия. Игры с песком.

Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29

Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.

Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : развитие естественнонаучных представлений / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2005. - №3. - С. 39-41.

Александровская, М. Миражи песчаной педагогике [Текст] : [песочная психотерапия] / М. Александровская // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 2 - 3.

Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной [Текст] / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.

Аромштам, М. Игры на влажном песке [Текст] : [песочная психотерапия] / М. Аромштам // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 6.

Ульянова, Э. Приключения в песочном дворике [Текст] : [песочная психотерапия] / Э. Ульянова // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 4-5.

Кудрявцева, Л. Использование песочной игры в школьной практике [Текст] / Л. Кудрявцева // Школьные технологии. - 2006. - №2. - С. 136 - 137.

Бережная, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1. - С. 50 - 52.

Докудовская, Е.С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий [Текст] / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий/ / Школьный логопед. - 2006. - №5. - С. 24 - 26.

Шиманович, Ю. "Разгадай тайну Песочной страны" [Текст]: коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке / Ю. Шиманович/ / Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №22. - С. 18-24.

Шиманович, Ю. Тайна песочницы [Текст] / Ю. Шиманович // Обруч. - 2008. - № 4. - С. 19-21.

Силиванова, Л. В.Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л. В. Силиванова/ / Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.

Кичура, В. В. Конспект занятия с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] : развитие элементарных математических представлений / В. В. Кичура // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 17-19.

Заусенко, И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов [Текст] / И. В. Заусенко, Е. М. Соловьева // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 54-58.

Храмова, С. Секрет успеха [Текст] : коррекционнно-развивающие занятие / С. Храмова// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2008. - № 16. - С. 4-8.

Игротерапия.

Антонюк, С. Д. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии [Текст] / С. Д. Антонюк [и др.] // Адивная физическая культура. - 2004. - № 4(20). - С. 11 - 13.

Вайнер, М. Игровой сенсомоторный тренинг как технология коррекции недостатков эмоционального развития детей [Текст] / М. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 5 - С. 55-68.

Кириллова, Е. В. Метод игровой терапии в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей [Текст] / Е. В. Кириллова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 56-60.

Семенова, Л. Э. Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольниками [Текст] / Л. Э. Семенова // Психолог в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 93-97.

Ушакова, О. Скрытые возможности игровой терапии [Текст] / О. Ушакова, Е. Графова // Защити меня!. - 2005. - №1. - С. 39 - 40.

Лесскис И. Групповая игротерапия [Текст]: рекомендации для психологов и педагогов. / Лесскис И.,Лисютенко О.,Прочухаева М. // Дошкольное воспитание. - 2002.-№4. - с.33-38.

Зоотерапия.

Постнова, С. Анималотерапия [Текст] : [психотерапия с детьми с помощью домашних животных] / С. Постнова // Психолог в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 60-63.

Воскресенский, Н. Л. Иппотерапия как средство реабилитации умственно отсталых детей [Текст] / Н. Л. Воскресенский // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 73-74.

Климова, В.К. Влияние иппотерапии на состояние некоторых функций организма детей, имеющих проблемы в развитии [Текст] / В. К. Климова, Я. В. Тарабан, Н. А. Лукьянов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 70-72.

Чеснокова, Л. С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом [Текст] / Л. С. Чеснокова // Коррекционная педагогика. - 2007. - №1. - С. 16 - 24.

Коновалова, Н. Г.Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом [Текст] / Н. Г. Коновалова и [др.] // Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3(27). - С. 61 - 64.

Трубачева, Т.П. Иппотерапия как средство коррекционной оздоровительной работы с детьми [Текст] / Трубачева Т.П.,Семенайт Н.А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№ 5. - С.71-74.

Коржикова, Е. Помоги мне, четвероногий доктор! [Текст] : [канистерапия или пет-терапия, реабилитация с помощью собак] / Е. Коржикова// Защити меня!. - 2004. - № 4. - С. 52 - 53.

Шаронова, Е.Г. Социальная реабилитация школьников при взаимодействии с природой [Текст] / Е. Г. Шаронова// Педагогика. - 2005.-№6. - С.55-59.

Куклотерапия.

Якушева, Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство [Текст] / Г. И. Якушева // Начальная школа. - 2004.-№12. - с.54-56.

Фаустова, И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками [Текст] / И. В. Фаустова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 9-10. - С. 71-77.

Арттерапия.

Алексеева, Е.А. Рекомендации к использованию вокалотерапии в комплексе коррекционно-педагогической работе с детьми с детским церебральным параличом [Текст] / Е. А. Алексеева/ / Коррекционная педагогика. - 2004.-№1(3). - С.47-52.

Орехова, Г.А. Использование средств искусства для коррекции нарушений личностного развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями [Текст] / Г. А. Орехова/ / Коррекционная педагогика. - 2004.-№ 2(4). - С. 69-72.

Зауторова, Э. В. Роль искусства и арттерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения [Текст] / Э. В. Зауторова/ / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №1. - С. 56 - 61.

Уфимцева, Л.П. Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности [Текст] / Л. П. Уфимцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №2. - С.55 - 59.

Вальдес, Одриосола, М. С. Некоторые теоретические подходы к организации арттерапевтического процесса [Текст] / Вальдес Одриосола М. С. // Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.69 - 73.

Колягина, В. Г. Планы-конспекты занятий по формированию личности и речи дошкольников с использованием средств искусства [Текст] / В. Г. Колягина, О. Н. Овчар // Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С. 74 - 81.

Сизова, А. В. О новом направлении оказания коррекционной психолого-педагогическлой помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / А. В. Сизова // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С.53 - 54.

Алексеева, Е. А. Пение в системе музыкального воспитания детей с [Текст] / Е. А. Алексеева // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С.55 - 58.

Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / А. В. Сизова/ / Коррекционная педагогика. - 2005. - №3. - С. 76 - 80.

Кондратьева, С. Ю. Музыкальные коррекционно-игровые занятия [Текст]: [для дошкольников с задержкой психического развития] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 2. - С.43 - 46.

Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике [Текст] / Л. Д. Лебедева// Педагогика. - 2000.-№9. - С.27-34.

Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе [Текст] / Л. Д. Лебедева // Школьные технологии. - 2000.-№ 6. - С.200-205.

Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева// Начальная школа. - 2001. – № 5. - С. 29-34.

Лебедева, Л. Д. Арт-терапия детской агрессивности [Текст]/Лебедева Л. Д.//Начальная школа. – № 2. – С. 36-30.

Грецов, А. Г. Арт-терапевтические техники в психологических тренингах [Текст] / А. Г. Грецов // Адаптивная физическая культура. - 2004. - № 2(18). - С. 36-37.

Лобанова, Е. А. Фольклорная арт-терапия в современной школе [Текст] / Е. А. Лобанова // Образование в современной школе. - 2006. - №5. - С. 43 - 52.

Карпова, Н. Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии [Текст] / Н. Л. Карпова/ / Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 70 - 82.

Петрушина, В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии [Текст] / В. Петрушина // Музыка в школе. - 2001. - №4. - С. 22 - 27; N5. - С. 12 - 17; N6. - С. 7 - 11; 2002. - N1. - С. 9 - 13.

Кошечкина, Т. В. Использование приемов вокальной техники в работе над голосом и дыханием [Текст] / Т. В. Кошечкина/ / Педагогические технологии. - 2005. - №2. - С. 33 - 36.

Лобанова, Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Е. А. Лобанова // Музыка в школе. - 2005. - №3. - С. 36 - 52.

Голошумова, Г. "Ощутить полную свободу..." [Текст] : [искусство и гармонизация эмоциональной сферы ребенка] / Г. Голошумова // Искусство в школе. - 2003.- №1. - С. 21 - 25.

Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы [Текст] / Г. Шанских // Искусство в школе. - 2003.- №5. - С. 52 - 53.

Градова, Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений в пространстве у детей с ОНР [Текст] / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду. - 2006. - №5. - С. 46 - 49.

Мардер, Л. Мир цветов и чувств [Текст] : [цикл арт-терапевических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста] / Л. Мардер/ / Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №20. - С. 19 - 30.

Зорин, С. С. ИЗО - терапия - средство психической гармонизации и развития человека [Текст] / С. С. Зорин // Изобразительное искусство в школе. - 2006. - №5. - С. 54 - 57.

Черепанова, А. М. Коррекция эмоциональных, речевых и двигательных нарушений на музыкальных занятиях с детьми с ЗПР в условиях детского дома [Текст] / А. М. Черепанова// Практическая психология и логопедия. - 2005. - №5-6. - С. 103 - 110.

Уваровская, Н. И. Модель развития эстетических способностей детей с ограниченными возможностями средствами театрального искусства ("Арт-фантазия") [Текст] / Н. И. Уваровская, М. А. Магик // Работник социальной службы. - 2004. - № 3. - С. 99 - 103.

Рассулова, А. Психология танца. Танцевально - двигательная терапия [Текст] / А. Рассулова/ / Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - №4. - С. 52 - 54.

Обуховская, А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков [Текст] / А. Ю. Обуховская // Школьный логопед. - 2007. - №1. - С. 7 - 12.

Афанасьева, О. Арттерапия средствами изобразительного искусства [Текст] / О. Афанасьева // Воспитание школьников. - 2007. - №3. - С. 41 - 44.

Елисеева, Т. А. Место арттерапии в системе реабилитации несовершеннолетних [Текст] / Т. А. Елисеева/ / Работник социальной службы. - 2007. - №1. - С. 57 - 63.

Кудряшова, А. А. Конкретизация подхода к преподаванию курса "Арттерапия в специальном образовании": В. Г. Короленко "Слепой музыкант" [Текст]: [библиотерапия] / А. А. Кудряшова // Специальная психология. - 2007. - №1. - С. 48 - 55.

Колеошкина, С. Н.Арт-терапевтические технологии в практике учителя-логопеда [Текст]/ С. Н. Колеошкина // Школьный логопед. - 2007. - №2. - С. 31 - 39.

Шавалеева, Р. Уроки музыки - уроки духовного и физического здоровья [Текст]: [музыкотерапия в образовательном процессе] / Р. Шавалеева // Директор школы. - 2007. - №4. - С. 97 - 102.

Дорохов, М. Б. Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии [Текст] / М. Б. Дорохов // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С. 110 - 117.

Лобанова, Е. Исследование влияния русского музыкального фольклора на здоровье школьников [Текст] / Е. Лобанова // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 43 - 44.

Семячкина, Г. А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников [Текст] / Г. А. Семячкина // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 27-30.

Битова, А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития [Текст] / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6. - С. 54-63.

Выродова, И. А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития [Текст] / И. А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 71-79.

Голубева, И. В. Психологическое влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой речевого развития [Текст] / И. В. Голубева/ / Искусство и образование. - 2007. - № 6. - С. 103-113.

Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе [Текст] / С. Старикова // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 193-196.

Соловьева, Е. М. В озможности музыкотерапии в психологической практике [Текст] : [ по материалам работы творческой лаборатории] / Е. М. Соловьева, А. А. Вдовина // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 140-157.

Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе [Текст] / С. Старикова // Социальная педагогика. - 2008. - № 1. - С. 77-82.

Рахманова, А. В. Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития [Текст] / А. В. Рахманова // Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 2 - С. 63-72.

Демиденко, А. П. Арт-терапия как средство педагогической поддержки первоклассников [Текст] / А. П. Демиденко // Начальное образование. - 2008. - № 5. - С. 33-36.

Чеменева, Е. Опыт использования музыки в психокоррекционной работе с детьми и со взрослыми [Текст] / Е. Чеменева // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 5. - С. 88-99.

Клюев, А. С. Основы музыкотерапии[Текст]:[программа курса] / А. С. Клюев // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 6. - С. 98-103.

Пастухова, С. Ю. Художественная керамика на занятиях с младшими школьниками [Текст] / С. Ю. Пастухова // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - № 4. - С. 70-75.

Треногина, Е. А. Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей с ДЦП [Текст] / Е. А. Треногина // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2. - С. 43-44.

Котышева, Е. Н. Психологическая коррекция средствами музыки детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Н. Котышева // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - № 1. - С. 95-104.

Халявина, Т. Г. Современные методы музыкальной терапии при работе с детьми [Текст] : реферативный обзор зарубежных работ / Т. Г. Халявина// Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - № 1. - С. 105-122.

Зорин, С. С. Одна из форм психотерапевтической работы с младшими школьниками [Текст] / С. С. Зорин // Начальная школа. - 2007. - №4. - С. 55 - 58.

Бачурина, А. Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку [Текст] : коррекционная программа для младших школьников / А. Бачурина // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 9. - С. 18-25.

Шипилова, Е. В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями / Е. В. Шипилова// Логопед в детском саду. - 2008. - № 8. - С. 30-38.

Треногина Е. А. Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей с ДЦП / Треногина Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2. - С. 43-44.

Козырева В. П. Развитие коммуникативных умений у детей с множественными нарушениями средствами музыки / Козырева В. П.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 74-76.

Попов Т. Н. Арт-терапия в воспитании детей / Попов Т. Н.// Современный детский сад. - 2009. - № 3. - С. 12-16.

Константинова И. С. К вопросу о вкладе музыкальной терапии в помощь детям со сложными нарушениями развития / Константинова И. С.// Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 3-11.

Другие виды терапии.

Садовникова, Е. Н. "Димкины сказки" или о приемах элементарной логопсихотерапии [Текст] / Е. Н. Садовникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 1. - С. 65-68.

Сергеева, А. В. Психологические аспекты обеспечения личностного развития субъектов образовательного процесса [Текст] / А. В. Сергеева// Психология и школа. - 2008. - № 3. - С. 99-103.

Никольская, И. М.Семья – среда, определяющая развитие защиты [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская// Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 3. - С. 43-50.

Передерин, В. Еще раз о фитотерапии [Текст] / В. Передерин // Экология и жизнь. - 2007. - № 5. - С. 69 - 71.

Крыжко, Е. В. Опыт психотерапевтической работы с детьми со сложными речевыми нарушениями [Текст] / Е. В. Крыжко// Логопед в детском саду. - 2007. - № 9. - С. 16-18.

Лазорцева, А.А. Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / А. А. Лазорцева // Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С.14-25.

Бубнова, В. В. Сочетание эмоционально-образной терапии и символодрамы в работе с тревожностью [Текст] / В. В. Бубнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 68 - 71.

Галлямова, Ю. С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия [Текст] / Ю. С. Галлямова / Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 38-42.

Обухов, Я. Л. Символдрама и ее возможности [Текст] / Я. Л. Обухов // Искусство-Творчество-Здоровье. - 2007. - №2. - С. 86 - 110 ; 2007. - №3. - С. 71 - 101.

Морозова, Е. Н.Метод эмоционально - образной терапии в психологической реабилитации родителей детей - инвалидов [Текст] / Е. Н. Морозова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №4. - С. 62 - 66.

Макарова, З. Фитотерапия и ароматерапия в дошкольных учреждениях [Текст] / З. Макарова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №1. - С. 30 - 32.

Бурно, М. Е.О терапии творческим самовыражением [Текст] / М. Е. Бурно // Искусство-Творчество-Здоровье. - 2007. - №1. - С. 72 - 85.

Линде, Н. Д. Эмоционально-образная терапия и ее возможности [Текст] / Н. Д. Линде/ / Искусство-Творчество-Здоровье. - 2007. - №1. - С. 86 - 101.

Шумихина, С. Остров добра [Текст]: применение эмоционально-образной терапии для разрешения конфликтов между воспитателями и воспитанниками / С. Шумихина // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №21. - С. 12-14.

Антонова, И. Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг – терапии [Текст] / И. Д. Антонова // Дефектология. - 2007. - №2. - С. 3 - 14.

Чиннова С.В. 20. 05. 2009 г.