23.12.2023

Археология – помощница историков Что изучает археология? Как работают археологи? Презентация составлена учителем истории и обществознания Смирновым Александром. Презентация к уроку на тему "археологические исследования по программе "культурное наследие" К


Слайд 2

Что такое археология?

  • Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
  • «Архайос»-древний, «логос»-наука.
  • Археологические источники-предметы обнаруженные в ходе раскопок: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, захоронения, развалины поселений и т.д.
  • Слайд 3

    Совок - инструмент археолога

    Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскаваторами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?

    Слайд 4

    Культурный слой

    Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров. Почва, в которой нет никаких следов жизнедеятельности человека, называется материком. Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя.

    Слайд 5

    Древние орудия труда

    Раскопки в Африке привели к обнаружению огромного количества древних орудий труда. Они изготавливались из камня. Камень разбивался и получались длинные острые пластинки – скребки. Позднее люди начали обрабатывать камень, отбивая небольшие кусочки. В итоге появились отщепы и каменные рубила.

    Слайд 6

    Наскальные рисунки и надписи

    • Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей считается обнаружение наскальных рисунков и надписей.
    • Особенно тщательно обследуются районы, которые подлежат затоплению, чтобы памятники истории безвозвратно не исчезли.
  • Слайд 7

    Древние города и поселения

    В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории.

    Слайд 8

    Как работают археологи

    Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками, он может дать богатейшую информацию. Поэтому раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп делится на квадраты 10х10 м и все найденное в нем тут же фиксируется на специальном плане.

    Слайд 9

    • Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция исторического прошлого.
    • На слайде изображен примерный вид древнего поселения Аркаим, открытого в Челябинской области.
  • Слайд 10

    Холмы

    Холмы всегда вызывают у археологов повышенный интерес. Нередко они имеют искусственное происхождение и являются курганами – искусственными насыпями над захоронением. В курганах обнаруживают огромное количество предметов, которые должны были сопровождать покойного в загробной жизни.

  • Слайд 11

    Поиски тайн

    • Ежегодно ведутся несколько тысяч археологических раскопок, но лишь некоторые приносят их организаторам всемирную известность.
    • В 1868 г. немецкий торговец Г.Шлиманн отправился на поиски легендарной Трои, воспетой Гомером в поэме «Иллиада» .
  • Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. «Архайос»-древний, «логос»-наука. Археологические источники-предметы обнаруженные в ходе раскопок: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, захоронения, развалины поселений и т.д.

    Cлайд 3

    Совок-инструмент археолога. Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскавато-рами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?

    Cлайд 4

    Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый Культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров. Почва, в которой нет никаких следов жизнедеятельности человека, называется материком. Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя.

    Cлайд 5

    Древние орудия труда. Раскопки в Африке привели к обнаружению огромного количества древних орудий труда. Они изготавливались из камня. Камень разбивался и получались длинные острые пластинки – скребки. Позднее люди начали обрабатывать камень, отбивая небольшие кусочки. В итоге появились отщепы и каменные рубила.

    Cлайд 6

    Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей счи-тается обнаружение наскальных рисунков и надписей. Особенно тщательно обследуются районы, которые подлежат затоп-лению, чтобы памятники истории безвозвратно не исчезли.

    Cлайд 7

    В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории.

    Cлайд 8

    Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками, он может дать богатейшую информацию. Поэтому раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп делится на квадраты 10х10 м и все найденное в нем тут же фиксируется на специальном плане.

    Cлайд 9

    Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция исторического прошлого. На слайде изображен примерный вид древнего поселения Аркаим, открытого в Челябинской области.

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Кто такие археологи?

    Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но, конечно, кто-то смелый, Их раскрыть всегда готов. Чей этот меч, а чей этот клык? Кто ответить сможет вмиг? Ни биолог, ни зоолог, А, конечно, археолог! Для истории открытья, Они ищут далеко. Удивляют нас находкой, Что в земле лежит давно. По крупицам всю эпоху, Создадут они легко. Наших предков клад находят, И дарят нам они его.

    Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

    Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми

    Другие оказались на пути извергающегося вулкана

    Или были смыты во время наводнений

    Прежде чем приступить к раскопкам археологи внимательно рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит углубления в земле, необычные холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды, торчащие из-под земли.

    Труд археолога очень труден и кропотлив. Сначала с помощью лопатки раскапывают слои земли,

    А потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так как предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана

    Но иногда археологи находят только осколки предметов. И тогда им приходиться собирать их по частям.

    Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какая посуда была у древних людей

    Какие были орудия труда и оружие у охотников

    Как женщины носили украшения.

    Как выглядели старинные города

    Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают нас.

    А мы с вами можем все эти найденные вещи и предметы увидеть в музеях археологических раскопок

    Подготовила воспитатель: г.Бологое Тверская область МБДОУ №4 «Светлячок» Тимошкина Наталья Ивановна


    «Игорь Олег Ольга» - Восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское). Князь Олег. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Политика какого князя конца IX - начала X вв. принесла наибольшую пользу Руси? Как были образованы государственные центры Руси? Урок - размер дани. I. Проверка домашнего задания.

    «Древний Киев» - Эволюция киева с древних времен. Киев - старинный центр славянства, столица могучей Киевской Руси. Слава о Киеве распространялась в Европе и Азии, в странах Запада и Востока. Мариинский дворец. Андреевский спуск. Сегодня Киев - столица независимого государства Украина. Вокруг старинного Киева объединялись поляне, древляне, угличи, северяне.

    «Москва и Литва» - Тевтонский орден после битвы при Грюнвальде стал клониться к упадку. Тимур (Тамерлан), великий среднеазиатский завоеватель. Ни один князь Северо-Восточной Руси уже не оспаривал первенства Москвы. В 1396 г. Витовт и Василий Дмитриевич договорились в Смоленске о совместном противостоянии Орде. Подчинение Орде, ослабевшее после падения Тохтамыша, вновь усилилось.

    «Создание единого Русского государства» - И в а н 3. Тверь 1485г. Предпосылки, причины образования централизованного государства. Боярская дума. Тест. 1. Соотнесите события и даты: 1). МОУ СОШ « 2. Югорская земля 1499г. Судебник 1497года. Тест. Выкуп, патронат, браки, союзы, завоевание. -. Различия в образе жизни.

    «Андрей Боголюбский» - 1111 – 1174 г. Андрей Боголюбский Работу выполнила ученица 6 класса Карасёва Ольга. С перемещением иконы связано множество чудесных исцелений, происходивших в дороге и знамений. Великий князь Владимиро-Суздальской земли. (Княжил с 1157 по 1174 год). Андрей выстроил во Владимире прекрасный Успенский собор и поместил там икону.

    «Раздробленность Руси» - Чернигов. Правление детей князя-изгоя Ростислава – Василька и Володаря – в Галиции. Стремление князей укреплять и украшать свои города, прославлять свои деяния. +. Восстание 1113 г. и великое княжение Владимира Мономаха. Означал ли переход к раздробленности упадок Руси? 1068 г. – поражение Ярославичей в сражении с половцами на р. Альте.

    Всего в теме 19 презентаций


    В чём польза археологии? Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом (о котором нет письменных свидетельств) Поэтому необходимо производить раскопки.


    Археология – наука о древности. Греческое слово «архео» означает «древний», а «логос» - слово, наука. Археология – это наука, которая изучает жизнь людей в древности, по сохранившимся вещественным памятникам (вещественным, письменным и изобразительным историческим источникам)


    Главное занятие археологов – раскопки Археологи делают раскопки (это очень тяжелая работа), терпеливо снимая землю слой за слоем. Очень важно точно определить положение предмета в определенном слое земли. Это помогает установить время его появления (датировать его). Раскопки позволяют извлечь из под земли орудия труда, оружие, останки людей, остатки жилищ, черепки посуды и многое другое. К какому виду исторических источников относится перечисленное?









    Как работают археологи? Под землёй сохраняются и письменные исторические источники. При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей. Самые древние рукописи датированы II в. до н.э. Определите, сколько веков и лет они пролежали в земле.





    Найденные предметы изучают в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только копают, но и извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой, составляют отчеты по археологическим экспедициям (описания). Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические источники? Правильно! В архивах и библиотеках.


    Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.








    Вопросы для самопроверки: 1. Что в переводе с греческого означает слово «археология»? 2. Зачем нужна археология, какую пользу она приносит для изучения истории? 3. Археология – что это? 4. Чем занимаются археологи? 5. Где изучаются археологические материалы? 6. Куда передаются изученные предметы древности?