В 2018 году заказчики по-прежнему должны отводить определенный процент закупок субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ. Под эту категорию подпадают организации с небольшим числом работников и прибылью ниже установленного предела. О том, кто является субъектами малого предпринимательства по 44-ФЗ, сказано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Что такое субъект малого предпринимательства по 44-ФЗ
Рассмотрим, кто является субъектом малого предпринимательства по 44-ФЗ. Критерии отнесения к СМП в 2018 году не изменились. Микропредприятием считается организация с числом работников до 15 человек и годовым доходом не более 120 млн руб.
К малым относятся фирмы, в которых официально трудятся до 100 человек, а годовой доход составляет до 800 млн руб. Средними считаются предприятия с числом сотрудников от 101 до 250 человек и оборотом не более 2 млрд руб. Во всех трех случаях доля участия государства не должна быть выше 25%, иностранных юрлиц - не более 49%, доля юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, - не более 49%.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Заявка на участие в закупке у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ
По 44-ФЗ субъекты малого предпринимательства получают при закупках некоторые преференции. Однако пользоваться ими и участвовать в процедурах для СМП они могут только при одном условии: к заявке необходимо приложить декларацию . Укажите в ней:
- наименование компании;
- категорию, к которой она относится - малый или средний бизнес;
- юридический адрес;
- ОГРН.
Затем внесите показатели в таблицу. В частности, укажите суммарную долю участия государства в уставном капитале общества, число работников, доход за минувший год.
Документация о закупке у СМП по 44-ФЗ и контракт
Мы рассмотрели, кто относится к СМП в 2018 году. Несмотря на то, что требование об обязательной доле закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ появилось довольно давно, заказчики продолжают путаться в понятиях. Например, требовать, чтобы участник принадлежал либо в малому бизнесу, либо к социально ориентированным НКО, а компании, которые подпадают под обе категории и сообщают об этом в декларации, не допускать к торгам. Это нарушение, подтвержденное административной практикой, например, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-1428/77-18 от 06.02.2018.
Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ
Субъекты малого предпринимательства по 44-ФЗ получают при закупках некоторые преференции. К примеру, в случае назначения санкции за нарушение условий контракта штраф может достигать в общем случае 10% от цены контракта, если она менее 3 млн. руб., и 5%, если стоимость находится в пределах 3-50 млн. Для малых предприятий при цене контракта до 3 млн сумма штрафа составит 3% от стоимости контракта, если она в пределах 3-10 млн. – 2%, 10-20 млн. - 1%.
Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Напомним, с 2018 года она стала платной. Деньги за участие в процедурах берут только с победителей. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.
Как отличить, установить и совместить преимущества для СМП, УИС, ОИ и импорта
Из статьи вы узнаете:
✔
Какие устанавливают преимущества для участников СМП или СОНО;
✔
Три главных ошибки смешанной закупки на живом примере;
✔
В каких случаях устанавливают преимущества для товара УИС и ОИ;
✔
Когда преимущества нельзя совмещать в одной закупке:
Из статьи
Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ
Мы дали определение субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ и рассмотрели критерии их отнесения к этой категории. Далее перейдем к проценту закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ. Это 15% от совокупного годового объема. Чтобы выполнить эту норму заказчики используют два пути:
- проводят закупки только среди субъектов малого бизнеса;
- устанавливать в закупочной документации требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП.
Можно проводить любые процедуры:
- конкурсы - бумажные электронные, открытые и закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные;
- электронные аукционы;
- запросы котировок и предложений в любой форме.
НМЦК на торгах только среди СМП и СОНКО не должна превышать 20 млн. руб. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 000 руб.
Рассмотрим расчет объема обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ. Под годовым объемом понимают утвержденное на финансовый год количество денег для удовлетворения нужд госзаказчиков. Ранее Минфин уточнил, что в нем учитываются контракты, заключенные в прошлых годах, но оплата по которым проходит в этом, а также заключенные и оплачиваемые в текущем году.
При расчете среднего годового объема закупок в расчет не берутся следующие:
- для обеспечения обороноспособности РФ;
- по предоставлению займов;
- у единственного поставщика;
- в сфере использования атомной энергии;
- закрытые процедуры.
По итогам года заказчик должен опубликовать в ЕИС отчет о закупках у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций .
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»
- On 07.10.2018
- 0 Комментарии
- 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, ЭТП
Сейчас в сфере государственных закупок много нового - ЭТП, электронные способы определения поставщика, механизм обеспечения заявки. Но обязанность заказчика заключать часть контрактов с СМП и СОНО остается незыблемой. В материале наглядно изложена вся необходимая информация, которую нужно знать для проведения закупок у малого бизнеса.
Кто является СМП
СМП - это субъекты малого предпринимательства . К ним относятся малые предприятия и микропредприятия, в том числе индивидуальные предприниматели. Критерии отнесения к СМП регулируются законом 209-ФЗ от 24 июля 2007 года (Таблица 1).
Таблица 1. Кто считается СМП
Критерий | Микропредприятие | Малое предприятие |
Среднесписочная численность работников за прошедший календарный год | Не более 15 | Не более 100 |
Доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (размер утвержден ПП от 4 апреля 2016 № 265) | 120 млн рублей | 800 млн рублей |
Доля участия иностранных лиц | Не более 49%
|
|
Доля участия иных лиц, кроме субъектов малого или среднего бизнеса | ||
Доля участия РФ, субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, фондов | Не более 25% |
Кто является СОНО
СОНО (СОНКО) - социально ориентированные некоммерческие организации . НКО действуют в соответствии с законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 года . Однако социально ориентированными является не все НКО, а лишь те из них, которые осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества (пункт 2.1 статьи 2). А также деятельность из статьи 31.1 закона № 7-ФЗ.
В частности, СОНО занимаются :
- социальным обслуживанием и поддержкой граждан;
- оказанием помощи пострадавшим при стихийных бедствиях;
- охраной окружающей среды и защитой животных;
- деятельностью в области образования, науки, искусства, здравоохранения;
- оказанием юридической помощи на безвозмездной или льготной основе.
Это далеко не вся, а лишь небольшая часть из направлений деятельности социально ориентированных НКО.
Как СМП и СОНО подтверждают свое соответствие
Если заказчик объявляет закупку для СМП и СОНО, то поставщики должны подтвердить, что имеют право в ней участвовать. Для этого в состав заявки включается специальная декларация о принадлежности к данной категории. Для электронных процедур ее можно сформировать прямо на ЭТП либо прикрепить к заявке в виде отдельного документа. В декларации участник подтверждает, что удовлетворяет всем критериям, установленным для его категории.
Также заказчикам рекомендуется проверять принадлежность участника к СМП через поиск в специальном Ре естре на сайте Налоговой службы. Для проверки достаточно вбить в поисковую строку ИНН или наименования заявителя.
Информация о проведении закупки у СМП и СОНО в 2019 году
В следующей таблице наглядно изложены данные по закупке у малого бизнеса на 2019 год.
Таблица 2. Закупка у СМП и СОНО в 2019 году
Сколько закупать? | 15% от СГОЗ . Меньше нельзя, больше - не запрещено |
Как распределяется объем между СМП и СОНО? | В любом соотношении. Можно закупить все у СМП и ничего - у СОНО, и наоборот |
Что будет, если закупить меньше? | Штраф на контрактного управляющего 50 тыс. рублей |
Максимальная цена контракта с СМП/СОНО | 20 млн рублей |
Преференции СМП / СОНО |
|
Как можно набрать нужный объем? |
|
Что делать, если закупка для СМП и СОНО не состоялась? | Убрать ограничение и допустить участников не из числа СМП / СОНО. Такой контракт в 15% от СГОЗ не войдет |
Нужно ли разместить в ЕИС? | Да, до 1 апреля следующего года |
Алгоритм расчета объема
У СМП и СОНО нужно закупить не менее 15 % от СГОЗ . Это весь объем закупок за текущий год, в которой не вошли некоторые их виды. Смотрите подробности расчета на следующей схеме.
Схема. Как рассчитать объем закупок у малого бизнеса
*Исчисляя СГОЗ текущего года, нужно учитывать контракты, переходящие из одного финансового года в другой. И брать в расчет только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем году.
Допустим, контракт заключен в 2018 году, а исполняться и оплачиваться будет в 2018 и 2019 годах. Так вот, часть контракта, оплаченная в 2018 году, должна быть включена в СГОЗ за 2018 год. А та часть, оплата которой будет произведена в следующем году, пойдет в СГОЗ 2019 года.
Обратите внимание! С 2019 года при расчете совокупного объема закупок нужно будет учитывать контракты с единственным поставщиком, заключенные в результате несостоявшихся электронных конкурсов, а также запросов котировок и предложений в электронной форме.
Помимо обычных тендеров, существуют специальные тендеры, которые выделяются для участия исключительно малому бизнесу. Такие закупки обладают дополнительными требованиями и преимуществами для поставщиков. Для удобства поставщиков, мы оказываем услугу контрактов по любым, даже самым узким критериям.
Закупки у Субъектов Малого Предпринимательства могут осуществляться заказчиками любым способом и в любой форме, но в объеме не менее 15% от общего годового объема заключенных контрактов. Для того чтобы исполнить норматив, ФЗ 44 предусматривает 3 механизма.
Во-первых, объем закупок в 15% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (15%).
Как видите, для заказчика существует строгий регламент размещения таких контрактов и дальнейшей отчетности по ним. Именно по этой причине мы рекомендуем обратить внимание на торги для малых предприятий в первую очередь - они намного выгоднее и прозрачнее. Для удобства и быстрой навигации среди самых выгодных контрактов есть раздел - .
Результат в цифрах:
30%
составляет размер максимального авансирования в рамках поддержки представителей малого бизнеса
Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!
Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или идее
И мы поможем Вам реализовать проект Вашей мечты!
Основные преимущества закупок у Субъектов Малого Предпринимательства и Социально-ориентированных Некоммерческих Организаций по 44-ФЗ
ФЗ применяет обозначение СМП - «Субъект Малого Предпринимательства». Формат участия в закупках подробно описан в , в рамках которой заказчики обязаны заключить с СМП не менее 15% всех контрактов от общего объема заключенных сделок. По итогу года до 1 апреля заказчики размещают в ЕИС данные о выделенных для СМП тендерах за весь прошедший год. В отчет разрешено включать только те закупки, в которых было прописано преимущество для СМП и эти тендеры состоялись. Если же квоту не выполнить, организация получит солидный штраф!
СМП может поучаствовать в любом тендере, если организация соответствует критериям заказчика и в силах исполнить условия контракта. Тендеры, которые заказчик обязан размещать исключительно для малого бизнеса, имеют целый ряд льгот. Это означает, что среди участников не будет ни крупных, ни средних организаций. В случае, если они захотят поучаствовать, комиссия их обязательно отклонит. НМЦК закупок у СМП по 44 ФЗ не может быть более 20 млн рублей. Для подачи заявки поставщики прикладывают . А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.
Результат в цифрах:
2%
составляет размер максимального обеспечения в рамках поддержки представителей малого бизнеса
Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 44 ФЗ
- Утвержденное авансирование до 30% от стоимости контракта.
- Сроки расчетов по выполненным работам - строго до 15 дней.
- Размер обеспечения заявки составляет не более 1% или 2%.
- Обеспечение исполнения составляет не более 5% или 10%.
- Нельзя участвовать ни средним, ни крупным компаниям-конкурентам.
- Привлечение СМП через субподряд, соответствующим требованием в конкурсной документации.
Из ближайших изменений в Федеральном Законе утверждается «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Законопроект больше не разрешит привлекать к реализации тендера субподрядную организацию, которая аффилирована с заказчиком. Это исключит случаи, когда организация передает строительные субподряды своим дочерним предприятиям. Если учреждение нарушит ФЗ, то такой контракт нельзя будет разместить в реестре закупок у СМП. Еще одно нововведение коснется того, что с 2017 года в ЕИС можно отправлять заявки на любые формы тендерных отборов в электронном виде. Участникам это уменьшит расходы, а так же исключит коррупционную составляющую при подтасовывании результатов при проведении «бумажных» процедур.
Опишите, какие услуги или товары вы поставляете
И мы поможем Вам найти подходящие контракты с авансированием!
Как осуществляются закупки у малых предприятий по 44 ФЗ
Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок путем проведения разных торгов: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. (ч.1 ст.30 ФЗ-44).
Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44). Все необходимые декларации и справки вы можете скачать в разделе .
В случае признания не состоявшимися закупок у СМП или СОНКО, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП или СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 4 ст.30 ФЗ-44).
Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (исполнителю, подрядчику), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта , соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения об участии исключительно СМП и СОНКО, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Государственный или муниципальный заказчик часть своих нужд обязан обеспечить за счет контрактов с малыми предприятиями или некоммерческими организациями, делая это следующими способами схожим с образом:
- Проведением закупок (конкурсов, аукционов, котировок) специально для указанных лиц. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., размер обеспечения заявки участника - не более 2% от начальной цены закупки. Документация должна содержать условие о допуске к участию только СМП и СОНКО. После выполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком оплата ему должна быть перечислена не позже 30 дней.
- Указав в закупочной документации обязанность победителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа малого бизнеса (конкретный процент от цены контракта, но не менее 5%).
Если закупка проводится среди СМП/СОНКО, участник закупки в составе заявки декларирует свою принадлежность к этим субъектам. Форма такой декларации не утверждена, и составляется произвольно. Если организация уже включена в , можно представить выписку из него. СОНКО заполняют декларацию с указанием вида деятельности, поскольку преимущества законом предусмотрены не для всех.
Важно помнить, что за предоставление недостоверной информации, контракт с победителем может быть расторгнут по решению заказчика.
Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется статьей 7.30 КоАП РФ:
- нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня , полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
- при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей ;
- нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток - 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
- аналогичное нарушение с задержкой более суток - 15 и 50 тыс. ;
- нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс .
Подробные нормативы представлены в разделе . Взыскания полагаются и при других административных нарушениях - неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства - он составляет 50 тыс. рублей .
Закажите бесплатную консультацию по началу работы
И мы поможем Вам воспользоваться всеми доступными преимуществами для СМП!
С чего начать поиск подходящих торгов для малого бизнеса по ФЗ №44
Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок и нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.
Результат в цифрах:
1 месяц
составляет максимальный срок заключения первых успешных контрактов
Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям, закажем выписку и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.
Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а так же предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.
В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС. А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года.
Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.
Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ» . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.
В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:
В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.
Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ
Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ », эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:
- Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
- Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
- В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.
Закупки у СМиСП и планирование
В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:
Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.
Подтверждение статуса СМП
Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.
До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом. Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).
Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.
Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП
Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?
- Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.2015 № Д28и-2082:
« Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».
Критерии малого и среднего бизнеса:
44-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена .
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон . В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами (с 1 января 2019 только в электронном виде):
- Конкурс с ограниченным участием,
- Двухэтапный конкурс,
Какие льготы действуют?
- Сумма обеспечения заявки в закупках до 20 млн будет не выше 1% от НМЦ контракта.
- Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
- Заказчик может не требовать обеспечение заявки, если начальная цена контракта меньше 1 млн рублей.
Что упростит жизнь?
С 2019 года все закупки будут проходить в электронном виде. Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352 , которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Квоты для заказчиков
Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:
- Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
- Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.
Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.
В каких закупках могут участвовать МСП?
Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:
- «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
- Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
- С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352 .
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.
3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСП и предусмотреть льготы для ее участников.
Что упростит жизнь?
С 1 января 2019 заказчики могут проводить закупки у МСП только на восьми ЭТП госзакупок четырьмя видами конкурентных закупок:
- конкурсами,
- аукционами,
- запросами предложений,
- запросами котировок.
Все четыре процедурами считаются торгами по Гражданскому кодексу, поэтому заказчик должен соблюдать правила их проведения:
- Отвечать на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
- Отменять закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
- Продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
- Обязательно заключать контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.